ГЛАВНАЯ arrow КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Ерундовое дело

Оглавление
Ерундовое дело
Страница 2

  Вавилон – великий символ, предполагающий построение великой башни: и размах знакового строительства, и высоту идеального, причем эта высота, основывающаяся на предвкушении Бога, может достичь потрясения перед истинной величиною Бога. Мне даже стало досадно оттого, что, выбирая название для «Союза молодых литераторов»  г. Кузьмин отталкивался от субъективного видения Вавилона певцом Гребенщиковым. Я задумался: как вообще строится идеальное здание? Наверняка нужен хороший фундамент. Какая-то основополагающая идея или несколько идей, настолько мощных, чтобы они смогли выдержать тяжесть постройки. Еще нужен строительный материал - те же плиты творчества, однородные и своим составом связанные с основой.

   Некоторое отступление. Как вы уже заметили, я – идеалист. Я верю в идеи. На мой взгляд – первичных – идей две: Бог и Душа. Между ними полянка материи. От Бога исходит Единое. От Души - Множественное. Комбинации Единого и Множественного, варианты их столкновения, переплетения, преломления сквозь материю образуют идеи вторичные. Причем качественность и величина идей вторичных зависят от того, в какой пропорции смешаны материя, Единое и Множественное.
   
  И снова о «Союзе молодых литераторов». Мне захотелось понять: на чем основан «Вавилон», из чего строился, и что вообще получилось?
                            

                                                2. О фундаменте.

    Оговорка1. На мой взгляд, литературный «Вавилон» строился для того, чтобы достичь славы. Вернее, проделать люк в историю посреди небесного свода современного искусства. 

   Есть ли в основании «Вавилона» та идея, которую можно было бы увидеть фундаментом?  Декларируется несколько таких идей:

- Профессионализм.

… в литературном Интернете доминировали проекты авторов-дилетантов, создававшие, по сути дела, некий искаженный параллельный мир, и сайт vavilon.ru позиционировал себя прежде всего как полномочное сетевое представительство профессиональных литераторов – понимая под профессионализмом не только и не столько профессиональную легитимацию, т.е. признанность теми или иными авторитетными институциями, сколько напрямую отражающееся в текстах авторское самоопределение: профессионал в искусстве – тот, кто осмысленно располагает себя в контексте современной литературной ситуации.
                                                      http://www.vavilon.ru/xplain.html


- Поиск новых смыслов.

… представление о литературе как о сфере поиска и производства новых смыслов (а не трансляции уже известных с развлекательными или дидактическими целями…
                                                      http://www.vavilon.ru/xplain.html


- Постмодернизм.

  В сети много высказываний насчет того, что именно постмодернизм есть основа «Вавилона». Себя же г. Кузьмин считает вождем:

  … Все-таки факт – надо быть вождем постмодернистских течений, хоть что-то имея за плечами…
                                                            Д. Кузьмин.

   Такие вот предполагаемые варианты фундаментов. Я просмотрю каждый. Крепок ли он под «Вавилоном»? Как он связан с  уложенными на него плитами творчества? Кроме того надо проверить: как эти плиты подогнаны одна к другой. И – в итоге - получилось ли выстроить действительно башню? Давайте посмотрим. 


                                       3. Профессионалы ли?

  Оговорка 1. Десять выпусков альманаха «Вавилон»  – десять этажей виртуального здания. Выпуск означает этаж.
  Оговорка 2. Чтобы понять авторов «Вавилона» получше, я поискал их вещи в сторонних источниках. Иногда цитирую в качестве примеров. 
   Оговорка 3. Я рассматриваю только поэзию. И стараюсь приводить тексты полностью.  По выхваченной из стиха фразе вряд ли поймешь его смысл. Если же кто из авторов «Вавилона» считает, что перепечаткой определенного стиха я нарушаю авторские права, я оставлю цитаты, произведу требуемое удаление стиха и перескажу этот стих  своими словами. На оригинал же будет дана ссылка. Пишите:  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
   Оговорка 4. Иногда я называю авторов «Вавилона» ласково: «вавилоняне». Сразу прошу прошения. «Вавилоняне», простите меня.

 
   Поговорим о профессионализме, как фундаменте «Вавилона». Стройка… Она была начата профессионалами?

…  Вадика и Славика я повстречал на литературном конкурсе, проводившемся поразительной организацией под названием Московский Совет литературных объединений: такой кунсткамеры мне не приходилось видеть ни до, ни после. С будущим поэтом Львовским, а тогда просто Юрой, я разговорился на Арбате, где он совершенно бескорыстно декламировал прохожим тексты Галича. Артема я знал чуть раньше…                                                      

                               Д. Кузьмин  http://magazines.russ.ru/nlo/2001/48/kuz.html


   В смутные времена начала вышеназванные господа профессионалами были вряд ли. Скорее всего им еще предстояло получить, как выразился г. Кузьмин, профессиональную легитимитацию.
 
   Легитимитация (от лат. legitimus — законный) — узаконение, признание или подтверждение законности прав и полномочий физических и юридических лиц, а также подтверждение законности соответствующими документами.
                                                 http://www.glossword.info


   Под легитимитацией «вавилонян» подразумевается их признанность в качестве  профессионалов, подтвержденная авторитетными в литературе источниками. "Вавилон" строился больше десяти лет. Получили ли за это время Вадик, и Слава, и Юра, да и все "вавилоняне" профессиональную легитимитацию? Нет. Их профессиональность утверждена и узаконена лишь самим прорабом стройки г. Кузьминым.   

   Насчет того, что авторы Вавилона «осмысленно располагают себя в контексте современной литературной ситуации», и, потому, являются профессионалами так же спорно. Потому, что недоказуемо.

   Что, на мой взгляд, отличает профессионала? Умение увидеть крупную новую идею, ту, что волнует, и оптимально эту идею вылепить. То есть найти именно – ее форму. Возможно, читатель этой статьи не идеалист, и слово «идея» его раздражает. Тогда я заменю «идею» – «смыслом». Получается: профессионализм – умение найти крупный новый смысл и оптимальную форму для него. Может быть, это и имеет ввиду г. Кузьмин, характеризуя деятельность «вавилонян»:

… представление о литературе как о сфере поиска и производства новых смыслов…
 
    Поищу на этажах. Хорошенько вчитаюсь. Уж плиты творчества, из которых выложен «Вавилон», наверняка дадут представление о том, насколько строители этого здания - профессионалы. Тогда и о фундаменте, залитом теми же строителями, прояснится.

   Ступив на этаж первый я сразу же остановился перед сочинениями Андрея Сен-Сенькова:

зимняя муха
летающая
над
горячим стаканом чая
в моей комнате
маленькая
словно
люксембург

         А. Сен-Сеньков


    Что-то мне непонятно: новый ли это смысл? А вот это?

виолончель после концерта
пахнет
словно чайная чашка
из которой пьет
моя
любимая

         А. Сен-Сеньков


   Крупный ли смысл этот? Почитаем еще.

звезда в тазу с дождевой
водой
дрожит так
как дрожала бы
моя Леночка
если бы мы венчались
в православном
храме

         А. Сен-Сеньков http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon1/senkov.html


   Наверное, смыслы г. Сен-Сенькова все же новые. Но не крупные точно. Мелкие. На улице Литература можно подобрать миллионы подобных мелких смыслов. Я вот тут же подобрал:

ржавые дыры
в старом тазу
кровоточат так
как кровоточила бы
моя душа,
если бы мы разводились
с Оленькой
в городском загсе.
 
           Л. Шимко


  Я нашел, и другой найдет. Потому, что такого –  много и на виду.  Оптимальную форму для своих смыслов, мне кажется, г. Сен-Сеньков нашел. Но сами смыслы настолько малы и второстепенны, что с творчеством г. Сен-Сенькова никак не стыкуется определение: профессионализм.

     Перед тем, как подниматься по этажам, отмечу, что  более ста авторов «Вавилона» не публиковались в выпущенных издательством «Арго-Риск» альманахах. Вещи этих авторов размещены на страницах сайта www.vavilon.ru.  С точки зрения профессионализма меня заинтересовал Василий Бородин:

голодный поезд-человек чурается свиней
они горят в его огней подобии лица
царапаются языком стреляют косяком
торопятся на перелом воды и в горле ком

под ними троечка бежит себя не бережёт
а в ней коробочка лежит себя не стережёт
а в ней головочка моя холодные края
ворота истины самой корявый земляной

                    В. Бородин


  Мне кажется, неправильно, что этот самый «голодный поезд-человек чурается свиней». Не нужно ему чураться свиней. Но вопрос, собственно, не о свиньях. А о том, что в сравнении с г. Сен-Сеньковым здесь как раз таки обратная ситуация. Здесь - вроде бы и крупные новые смыслы не нашли для себя оптимальной формы. А какое без этого мастерство? Но зато в стихах г. Бородина много того, что станет в будущем поговорками и прибаутками. Сказанешь вот этакое: «а в ней головочка моя холодные края», и собеседник наверняка зауважает за оригинальность.  Впрочем, о головочке, или голове, у г. Бородина встречается не однажды:

рядом девочка смеётся
значит мы уже мертвы
рядом девочка смеётся
не снимая головы
                 В. Бородин  http://www.vavilon.ru/texts/borodin1.html


    Продолжим о мастерстве. Вчитываясь в стихи «вавилонян», я подумал: ведь поэт является мастером тогда, когда создает то, что волнует людей. Ведь можно найти новый крупный смысл, найти оптимальную форму, но если читатель останется равнодушным… Как, например, остался равнодушным я при чтении стихов Леонида Костюкова:

Говно ваши суши.
Это высказывание кажется мне похожим на sos,
но сдержаннее и милее.
Вообще правильно,
когда человек думает не о себе, а о других,
особенно, если правильно думает.
Говно ваши суши...
………………...........

Много лет назад
иногда
мои коты воровали мороженую рыбу,
потрошили её
и оставляли на ковре,
сочащуюся пахучим соком.
Я не понимал их мотиваций:
они не голодали,
да и воровали, по сути,
у себя.
Наверное,
они подавали мне
весть о будущем.
Меня поздно приучать к кулинарным трюкам.
Дайте мне мой чизбургер и оставьте в покое.
Говно ваши суши.

                              Л. Костюков.

 
  А вас? Волнует ли это? То, что суши – говно? Да и иные стихи г. Костюкова, мне кажется, волнуют только его самого:

За окном – немыслимая перспектива.
Фонари туда и сюда.
В пятьдесят невозможно уйти красиво:
За штанину тянут года.

                             Л. Костюков.


   А вот вопросов немало. Куда хочет уйти красиво лирический герой стиха? В пятьдесят? Куда тянут за штанину года? И что некрасивое может произойти, если года потянут за штанину сильнее? А это движение фонарей: туда - сюда… Эротично! Но почему же… и следующая фраза не волнует тоже?

Слабоумный ветер лепечет в ухо.
То ли шире открыть окно,
То ли форточку плотно прижать без стука,
Хоть ещё не вполне темно.

                           Л. Костюков  http://www.vavilon.ru/texts/kostyukov12.html


   Спасибо, но - хватит. Мое мнение: если новый смысл волнует  лишь автора этого смысла, можно говорить о псевдомастерстве.

    Это касается многих «вавилонян». Или смыслы малы, или форма не найдена, или не волнует. В общем, не профессионально. Я все размышлял, а потом спросил себя: может ли профессионализм в принципе быть фундаментом для идеальной постройки? Спросил и сразу же нашел ответ: нет. Для фундамента одного профессионализма недостаточно. Как недостаточно и декларируемого г. Кузьминым «отрицания трансляции смыслов уже известных». Мне вообще непонятно, что отрицается? Может, такие смыслы, как любовь, дружба, верность, предательство? Только потому, что они уже известны? Если так, то – глупо. Ответов по существу в высказываниях г. Кузьмина нет. Есть напористое отрицание в личном умалении г. Кузьминым иных поэтов, не участников «Союза молодых литераторов». Умаление - это мягко сказано. Я понимаю, что г. Кузьмин, возможно, горячо борется с «искаженным параллельным миром», грудью стоит против «политкорректности», но зачем оскорблять людей? На улице Литература можно найти много высказываний г. Кузьмина с ярлыками – оскорблениями. Переводя данный факт в область строительства, думаю, что мы сейчас говорим о строительном мусоре, обильно рассыпанном вокруг «Вавилона». Хотя бы у подъезда расчистили.
 
    Перейду к тому смыслу, который, на мой взгляд, действительно может быть фундаментом. Я говорю о  постмодернизме.


                                   4. На враждебной идеям территории.

Оговорка 1. Постмодернизм -  территория  враждебная идеям. Поэтому  я постараюсь  не рассматривать происходящее на этой территории с точки зрения идеалиста.
Оговорка 2. Я не претендую на полный и серьезный разбор как постмодернизма, так и его проявлений  в произведениях «вавилонян». Пошатаюсь по этажам, выборочно полюбопытствую...


…Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.
                                              http://ru.wikipedia.org


   Я перескажу кратко своими словами. Постмодернизм это течение в философии и искусстве, основывающееся на работах англо и франкоязычных философов, охватившее, в первую очередь, западную культуру. Расцвет постмодернизма на западе совпал с царствованием в России, вернее, бывшем СССР социалистического реализма. Когда же в России стало возможным не оглядываться на тот самый социалистический реализм, постмодернизм на западе весьма поугас.

    Перехожу в область литературы. Считается, что в русском постмодернизме три волны. Первые две волны я сразу пропущу мимо своего и вашего внимания. Скажу только, что те поэты и писатели, кого называют основоположниками постмодернизма в русской литературе, практически не знали о тех наработках постмодернизма, что были выработаны западом. Более того, эти поэты и писатели вообще и думать не могли, что являются постмодернистами. Они просто писали свое. То, что, на их взгляд, не укладывается в каноны. Искали, так сказать, новые смыслы. Где-то рядом определенные критики искали тоже: где он, русский постмодернизм? Он ведь обязательно должен быть? Даже если его нет? А потом – искания этих поэтов, писателей и критиков слились.  

 «Вавилоняне» считаются постмодернистами третьей волны. Я подумал, что молодежь наверняка уж опирается на выработанные западом постулаты. Так ли это? Продолжу прогулку по «Вавилону». Постараюсь заметить те стихи «вавилонян», в которых определенные черты постмодернизма проявляются наиболее ярко. В первую очередь мне нужно найти симулякры.

 …постмодернистская эстетика отказывается "от концепции художественной культуры как удвоения жизни" . Это — эстетика симулякров…
…репрезентации уже не копируют реальность, они сами ее моделируют..." Реальность "как таковая, как ставшая определенная структура"  исчезает. Она существует "только как эффект процесса симуляции, как ее спекулятивный элемент….
 ...постмодернистская эстетика рассматривает художественную культуру как желающую машину, посредством симулякров моделирующую гиперреальность — бесконечное множество возможных миров…
            http://culture.niv.ru/doc/poetics/rus-postmodern-literature/020.htm


   Что я понял о симулякре:

- Симулякр не копирует, а моделирует реальность.
- Реальность в симулякре склонна к исчезновению.
- Все симулякры складываются в гиперреальность. 

  Может, симулякры и есть те новые смыслы, о которых говорит г. Кузьмин?

                     
                     5. Дмитрий Воденников как творец симулякров.

   На этаже третьем перед моим взором предстали стихи г. Воденникова:

Ах, жадный, жаркий грех, как лев меня терзает.
О! матушка! как моль, мою он скушал шубку,
а нынче вот что, кулинар, удумал:
он мой живот лепной, как пирожок изюмом,
безумьем медленным и сладким набивает
и утрамбовывает пальцем не на шутку.

О матушка! где матушка моя?

Отец мне говорит: Данила, собирайся,
поедем на базар, там льва степного возят,
он жаркий, жадный лев, его глаза сверкают, -
я знаю, папа, как они сверкают, -
я вытрясаю кофту в огороде:
вся кофта съедена, как мех весной у зайца,
я сам как заяц в сладком половодье.

О матушка! где матушка моя?

А ночью слышу я, зовут меня: Данила,
ни меда, ни изюма мне не жалко,
зачем ты льва прогнал и моль убил, Данила? -
так источается густой, горячий голос.
Я отвечаю: мне совсем не жарко,
я пирожок твой с яблочным повидлом.
А утром говорит отец: Пойдем в Макдональдс.

О матушка! где матушка моя?

Намедни сон сошел: солдат рогатых рота,
и льва свирепого из клетки выпускают,
он приближается рычащими прыжками,
он будто в классики зловещие играет,
но чудеса! - он, как теленок, кроток:
он тычется в меня, я пасть его толкаю
смешными, беззащитными руками,
глаза его как желтые цветочки,
и ослепляет огненная грива.

Но глухо матушка кричит из мягкой бочки:
Скорей проснись, очнись скорей, Данила.
И я с откусанным мизинцем просыпаюсь.

      Д. Воденников. http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon3/vodennik.html


      Это ли симулякр? Наверняка. Передо мной репрезентация, не копирующая, а моделирующая реальность. Ох, и сильное моделирование. Свои – над реальностью – новые смыслы. И я растерялся. Как симулякр должно чувствовать? Как-то по особенному? Помня о его свойствах симулякра? Может, мне пора уже испытывать радость? Пока что этого нет. Хотя, вселенская схватка с грехом, конечно, вызывает уважение. Еще и матушка, та, что кричит из мягкой бочки, помогла. Но меня по-прежнему более волнует реальность вокруг меня, пусть не вселенская, но понятная и простая. Весеннее утро. Не «жаркий, жадный лев», откусивший лирическому герою мизинец, а мой рыжий кот, запрыгнувший на подоконник. Наверняка для того, чтобы симулякр почувствовать требуется определенная подготовка, даже обучение. И еще много внутренних усилий.

Есть фотография одна
(она меня ужасно раздражает),
ты там стоишь в синюшном школьном платье
и в объектив бессмысленно глядишь
(так девочки всегда глядят,
и в этом смысле мальчики умнее).

Прошло лет 25
(ну 26 ),
и скоро почки жирные взорвутся
и поплывут в какой-то синеве.

Но почему ж тогда так больно мне?

А дело в том,
что с самого начала
и - обрати внимание - при мне
в тебе свершается такое злое дело,
единственное, может быть, большое,
и это дело - недоступно мне.

Но мне, какое дело мне, какое
мне дело - мне
какое дело мне?

   Д. Воденников http://www.vavilon.ru/metatext/avtornik1/vodennikov.html


  Эх. Вроде и усилия для понимания этого симулякра приложил немалые. Г. Воденников спрашивает: «какое дело мне?», и я спрашиваю себя о том же. Вопросы за вопросами. Как вот понять: хороший это симулякр, или плохой?

Когда мои стихи осыпятся во прах
/а это будет непременно,
и я хочу, чтоб вы об этом знали/,
тогда,
на гениальных их костях
/вам это тоже неприятно?/
я встану сам,
своими же ногами,
но встану я -
на собственных ногах.

Ну пусть не самых лучших,
да, не первый,-
(хотя и это, в сущности, неверно)
но это мой стишок,
мой грех,
мой стыд, мой прах.

  Д. Воденников http://www.vavilon.ru/textonly/issue1/vodenn.htm

  Наверняка этот симулякр хороший. А, может, плохой? Нет. Скорее всего, хороший. Или же любой симулякр – хороший? В силу того, что он не копирует реальность, а возвышается над ней? Я вконец запутался. … - Если симулякр хороший, лучше реальности, - спрашиваю я себя, - значит, мне захочется не покидать его, а остаться в нем навсегда?

Было горло красненьким, голодным, прогорклым,
горькое, как масло, слепое, жадное горло -
жалким и жадным горлышко, как рыбешка, было,
всех проглотила жадная жалкая рыба.

А ты беги отсюда, вон пошел, скотина,
хватай за жабры и бросай, как палку.
Но уже не рыба - слышишь, не голос и запах рыбный,
а змея цветущая, голод ее жалкий.

Уж и вьется уж, всех сожрал, мокрый:
нет у него теперь ни снохи, ни свекрови, ни свекра.
Грабли взял - опоздал: не жало и жабры,
а глядит на тебя несчастная морда жабы.

Ам, - сказала жаба и съела тебя. Странно,
почему она плачет жемчужно и с тоски зеленей лука,
почему она плачет жемчужно и ломает зеленые руки:
нет у жабы ни брата, ни мамы,
ни любимого, ни любимой - всех она съела, сука.

Всех она заманила в свое горькое, горькое горло,
в рыбку свою, в свою змеиную трубку
и свистит теперь дудкой, и ей отвечает гулко,
как в органе, то одно, то другое горло.

А твой звук - самый нежный, самый высокий,
лежи без муки, пой высоко - будет
плакать тебе: скоро жаба разбрызжет дольки,
полетят, как ракета, ноги ее и руки,
полетят, как ракета, руки ее и ноги,
выйдешь ты из нее, выйдут другие люди.

Май, - скажут, - ай; май, куличи да пасхи,
победили мы суку эту, рыбу, змею, жабу,
будем лапками в лапту играть; царские примерять глазки.
А у меня горло болит: жалко жабу.

Взял я мертвое горло, склизкую трубку в тряпку
(тошнило меня, тряпкою взял, боялся),
вырыл ямку и горло укрыл в грядку:
спи спокойной, недолго уже осталось.
Третий день молчу, глотку покрыла корка,
болит, болит, братец, у братца твоего горло.

        Д. Воденников http://www.vavilon.ru/texts/prim/vodennikov1.html


  Нет уж. Остаться на территории этого симулякра не хочется. Более того. Напрашивается вывод, что с симулякрами иметь дело небезопасно. Со здоровьем могут быть проблемы. Не с головой, так с горлом, например. Из стиха я так и не понял: как может болеть у братца горло, если оно закопано на грядке? Вот когда сказываются пробелы в моем литературном образовании.

   И снова о поговорках. Скажем, выбранных из симулякров г. .Воденникова «симулякриках»:

я сам как заяц в сладком половодье

или:

йогурт знатный,
стал ревнив, как бык


или:

я пирожок твой с яблочным повидлом…

или:

любая женщина - как свежая могила


…. Запомню – применю в разговоре. Если нравится женщина – можно сказать предпоследнюю цитату, если разозлила… Интересно: не будет ли проблем с авторскими правами? Г. Воденников может и предъявить.

  Да что я так надолго остановился на одном месте? Вперед по этажам Вавилона в поисках иных симулякров! Как вычислить симулякры? Я почитал литературу. Кроме главного свойства – репрезентации реальности у симулякров немало отличительных свойств:

- Симулякр, как сексуальность
- Симулякр, как Хаос
- Симулякр, как интертекстуальность или цитации
- Симулякр, как интерес к темному, запретному, маргинальному
- Симулякр как ризома
- Симулякр как постмодернистская ирония
- Симулякр как карнавализация
- Симулякр как юродствование
- Симулякр как кокетство
- Симулякр как безличность, поверхностность

  Похожу - поищу.
          

              6. Александр Анашевич. Симулякр, как сексуальность.


  Сексуальность в постмодернизме — понятие постмодернистской философии, фиксирующее в своем содержании характеристику человеческой телесности, открывающую возможность конституирования вариабельных культурно артикулированных практик (секс), организующих тем или иным образом процессуально понятую эротическую сферу человеческого бытия.

Или:

…трактовка секса как тотально физиологически детерминированного и потому константного феномена в классической культурной традиции сменяется в постмодерне интенцией на усмотрение в исторически конкретных конфигурациях сексуальных практик…
                             http://www.infoliolib.info/philos/postmod/sex.html

   Немного запутано, но, в принципе, понятно. Яркую реализацию приведенных выше положений я нашел у А. Анашевича – этаж аж десятый:

а он тебя любил, лили марлен
с огромным хуем до колен
он чемпион и бизнесмен
любовь и деньги на обмен
а он тебя ебал и убивал
а думал: поднимал
а думал: он подъёмный кран
такой рычаг и коленвал
прости ему тот карнавал
вы оба смотрите из сросшихся могил
в толпе других убогих и громил
ты умерла, умерила свой пыл
циркачка вечная
хозяйка клоунов, собачек и кобыл
а он тебя любил
а он тебя любил
а он тебя любил

                  А. Анашевич http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon10/anashevich.html


   Такая вот «сексуальная практика, усмотренная в исторически конкретной конфигурации». Да и в стихотворении г. Анашевича «Собака Павлова» «сфера эротики оказывается выведенной из-под тоталитарного диктата пенитенциарных моральных и религиозных кодексов, конституируясь благодаря этому в качестве одного из центральных предметов постмодернистских философско-культурологических аналитик»
                                         http://www.infoliolib.info/philos/postmod/sex.html                             

Собака Павлова.

Она не падала, не лаяла, не выла
выбежала из последнего вагона
ушла от деда, от бабки, от закона
сладкая сладкая жизнь: смерть, вилы
"не шерсть на мне, длинные длинные волосы
черные человеческие волосы
не замерзну даже на полюсе, –
говорила она павлову женским голосом, –
не замерзну даже в сердце твоем
даже без сердца, под скальпелем не замерзну
мои волосы станут огнем
пылающая уйду от тебя на мороз, на свежий воздух
павлов, ты злой, я не знала об этом, любила тебя
я не любила в начале, потом полюбила, потом разлюбила
все от отчаянья, под капельницей, день ото дня
думала и смотрела в глаза твои голубые
к скотоложству тебя, павлов, я знаю, не принудить
ни к скотоложству, ни к замужеству, и даже рюмочки не выпить на брудершафт
тебе бы только тельце моё на лоскуты кроить
как потрошитель делаешь это с нежностью, по-маньячески, не дыша
а у меня нет уже ни яичников, ни мозжечка, ни селезенки
нету глаза, берцовой кости, ушной перепонки
полумертвая стою, вся в зеленке
кто меня, павлов, спасет из этой воронки
я собака, павлов, собака, собака павлова
не анна павлова, не вера павлова, не павлик морозов
даже не лена из москвы, которая обо мне плакала и
в сердцах называла осколочной розой
освободи меня, выпусти, пусть я стала калекой
калекой не страшно, главное не кошкой
выпусти, дай мне под зад коленом
только очень нежно, любя, понарошку
чтобы я бежала бежала, летела словно на крыльях
между машин, на свободу, на свалку, в иное пространство
ты научил меня, павлов, любоваться всем этим миром
таким волшебным, бескрайним, прекрасным

        А. Анашевич http://www.vavilon.ru/texts/anashevich2.html


   Являются ли стихи г. Анашевича симулякрами? Несомненно. Например, в стихотворении «Собака Павлова»  реальность не дублируется, а моделируется именно как «новая конфигурация сексуальных практик».

  Перед тем, как двинуться дальше, запомню следующую фразу г Анашевича:
  
к скотоложству тебя, павлов, я знаю, не принудить

   Может, когда пригодится. Только при употреблении данной фразы фамилию «Павлов» нужно заменить на фамилию собеседника. Например…

   Данила Давыдов. Я обратил внимание на его симулякры, спустившись на этаж пятый.  Увлекло сразу.
.

                            7. Данила Давыдов. Новые открытия.

Оговорка 1. Прошу читателя не обижаться на то, что эта глава раздута по отношению к остальным главам, и, скорее всего, нарушает общую гармоничность статьи. Мне так захотелось разобрать поподробнее творчество г. Давыдова.

  Здесь я нашел аж три разновидности симулякров:

- Симулякр, как Хаос,
- Симулякр, как интертекстуальность или цитации,
- Симулякр, как интерес к темному, запретному, маргинальному.

А) Симулякр, как Хаос.

…истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей…
…любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий…
…специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
                                                                http://ru.wikipedia.org

…литература постмодернизма, с точки зрения Ихаба Хассана (Расчленение Орфея), по сути, является антилитературой, так как преобразует бурлеск, гротеск, фантастику и иные литературные формы и жанры в антиформы, несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос...

                                                              http://www.krugosvet.ru

 
   Пока эти формулировки свежи в памяти – стих г. Давыдова:

Все лучшее, что есть в человеке, - фашизм,
Все худшее - гастрит, тишина.
Частный случай звука не просочится сквозь стенки,
Когда в лужице счастья своего барахтаешься.
Пот медовый пробирается исподволь,
Захватывает высоты, солдатам бросает кость,
Как это бывает изнутри одежды,
Между двумя слоями страха за comme il faut.
Огонек зажегся рядом,
Кто-то вышел на балкон,
Смотрит пристально на небо,
Осуждения нет в глазах.

     Д. Давыдов http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon5/davydov.html


  Найденный в мире порядок г. Давыдов подвергает деконструкции, выворачивает в  хаос путем инверсии базовых идеологических понятий. Заодно выворачивает формы в антиформы, литературу в антилитературу. В результате налицо «постмодернистская чувствительность»

Так вот, скалы обречённо круша,
Выросли ростом с собственные мечты.
Исподволь тающие пронесли над ними
Гомон, гогот, клёкот и вой.

Булыжник молнии не товарищ:
Плавится при прямом попадании
Либо трескается посерёдке –
Там, где линия силы.

Этим рукам не коснуться небес,
Им поддерживать иное величие:
Черепичное, глиняное, костяное,
Мраморное, роговое, бронзовое.

Этим ногам не горы трясти –
Узы нести несказанные.

     Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-1.html


   И – тут же - рядом - игра. Ведь особенность постмодернизма в игровом освоении хаоса: 

…рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры...
                        http://dic.academic.ru


   В творчестве г. Давыдова хаос играет всеми своими гранями. Вернее, антигранями: 

хуйня лоботомия утро
ямб восьмистишия завис
рассветных гадостей палитра
любимый старенький протез
картёжники долги считают
свои дела предпочитают
твоим о дедушка чужой
с дециметровой головой

      Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-6.html


   Если же взглянуть на хаос, как «среду обитания» Данилы Давыдова – «человека культуры»… Мне кажется, обитание в этой среде, как и на территории симулякров г. Воденникова, не проходит для организма даром. Велик риск заработать какое-нибудь осложнение типа дециметровой головы.

   А вот этакое… Только заметил:

тональный атональный
не оченно какой
душа мешочек спальный
мошонок рассыпной
а впрочем если тело
тогда души не трожь
доколь ничто не мило
страдай перди недужь

   Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-6.html


   «Душа – мешочек спальный» – вдруг выворачивается «рассыпным мошонком». Изящное игривое сравнение. Я решил поискать здесь новый смысл.  А потом подумал: о каком смысле речь?  Ведь, если в постмодернизме все выворачивается, и смысл должен вывернуться бессмысленностью? Так и есть:

куда нас тыблоко тащило
туда где выблоки блюют
где я какое-то стращало
едрить-чморить за ерунду
конфетку детку этикетку
письмо любимого врага
ошиблочность попала в клетку
но я вне клетки не могу

    Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/textonly/issue4/davydov.htm


   Может, тяга к Хаосу связана с особенным устройством мозгов г. Давыдова?  Вот что г. Давыдов пишет сам о себе:

не надо мусорить левое полушарие говорит
оно злобно занудствует у него гастрит
правому полушарию на всё наплевать
оно смотрит в окно научившись молчать

    Д. Давыдов   http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-7.html


   Впрочем, есть незримые помощники. Что-то типа ангелов-хранителей. Когда полушария не ладят, они приходят на помощь:

мне в голову один приходит
другой тусуется во рту
а третий первых двух не вроде
кусает кожу на ветру

    Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-5.html


   По-моему, незримые помощники между собою не ладят тоже. А я…

   Перейду к другому найденному мною у г. Давыдова важнейшему свойству симулякра:

 Б) Симулякр как интертекстуальностть или цитации.

Каноническую формулировку понятиям интертекстуальность и «интертекст» дал Р. Барт: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т. д. — все они поглощены текстом и перемешаны в нем…
                                             http://www.philosophy.ru/library/il/8.html


  То есть постмодернист монтирует симулякр, используя чужой готовый или расчлененный литературный текст. Об этом пишет и американский исследователь постмодернизма И. Хасан. Я не нашел в поэзии «вавилонян» именно интертекста, как обширного заимствования и переработки чужого. Но вариант интертекстуальности - цитации - важнейшая составляющая Хаоса г. Давыдова. Это заметил и г. Кузьмин:

… Давыдов охотно цитирует, причем — практически что угодно, как правило вступая при этом в немедленную полемику с цитируемым текстом и прилагаемыми коннотациями...
                                http://www.mydebut.ru/news/news.phtml?id=19


Давайте ознакомимся с цитациями г. Давыдова:

… а с платформы говорят:
это город нюренберг
расстреляют всех подряд
после дождичка в четверг


или:

никого не будет в доме
кроме кроме кроме кроме
кроме вани одного
ах за что вы так его


   Что-то полемики я не заметил. Но как ярко, как свежо г. Давыдов выворачивает внутреннее цитируемого:

 по жёлтой по дороге
с тотошкою вдвоём
в изумрудный город
талый снег несём
на больших на дрогах
с тотошкою вдвоём
в изумрудный город
мертвяков везём


Или:

красота страшна нам скажут
нас опишут нас повяжут
но потом придёт товарищ
избавитель от пожарищ
мир на дольки поделён
он и он а вот не он
красота спасает бля
только днище корабля


   К чему все это? Я вам отвечу: опять к Хаосу. Расстреляют… Мертвяки… Здесь мы подошли к еще одному важному свойству симулякра, ярко проявляющемуся в стихах г. Давыдова:

В) Симулякр, как интерес к темному, запретному, маргинальному.

….Анализ показывает, что в конце ХХ в. именно постмодернизм концентрирует в себе … повышенный интерес к запретным темам, к проявлением коллективного бессознательного историко-культурного процесса, ко всему темному, даже маргинальному...
….В данном контексте значима теория М. Уолис, в которой предлагается различать мягкие (традиционные) и жесткие эстетические ценности. К первым принадлежит прекрасное, изящное, ко вторым — мрачное, агрессивное, грубое, отвратительное. М. Уолис считает тенденцию замены мягких эстетических ценностей наиболее явной в искусстве постмодернизма…
   http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/stukalova_12-07-2007.htm


    Теперь примеры:

мой провайдер живёт глубоко-глубоко под землёй
он никогда не выходит на поверхность и занимается хуйнёй

моего провайдера зовут фредди крюгер
у него выпали зубы волосы отсохли ноги руки

моему провайдеру снятся гельман и гущин
он кричит от ужаса просыпается взглядом передвигает вещи

         Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon7/davydov.html


  «Жесткие эстетические ценности» лежат в основе этого симулякра. Вот одно из мнений насчет подобных ценностей:

   По мнению Ильи Коляжного, характерные особенности российского литературного постмодернизма – «глумливое отношение к своему прошлому», «стремление дойти в своем доморощенном цинизме и самоуничижении до крайности, до последнего предела». По словам того же автора, «смысл их (т.е. постмодернистов) творчества обычно сводится к „приколу" и „стебу", а в качестве литературных приемов-„спецэффектов" ими используются ненормативная лексика и откровенное описание психопатологий...».
    http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/POSTMODERNIZM.html

  Прилагаю доказательство:

девчонка любит мертвеца
утопшего мальчонку
ab ovo блин и до конца
айда клевать печёнку

у золотого у крыльца
в свою стучишься доску
не лучше ль скушать говнеца
чем выебать берёзку?

девчушка очень средних лет
не спи не спи паскуда
просрочен краденый билет
оттуда и до туда

вот юнош топлый уши трёт
но нетути водицы
всё наше рядышком плывёт
сверкают ягодицы

а наше всё ещё одно
пузырики пускает
на третий путь платформы дно
их дядько не пускает

три мудреца в одной бадье
на бережочке дева
не знает кто не знает где
направо ли налево

протей не спит нерей храпит
блядуют нереиды
трёх светлых гениев синклит
на них имеет виды

девчоночка на берегу
обкусывает губы
вот изогнулася в дугу
траблы её сугубы

не зыркай больше не туда
нетудеса скоромны
глядит железная елда
из-под мясной короны

у мёртвого на языке
что у живого в пузе
и шевелится на крюке
убогий в профсоюзе

кому-то в муках в мужичках
нацеживают юшку
а впрочем всяко на крючках
полюбите друг дружку

когда же девочка бултых
все трое по теченью
так будем экономить жмых
и в ножки бух растенью

   Д. Давыдов http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov3.html


  Хотел сократить прилагаемое стихотворение – не смог ничего вырезать. Все важно, все взаимосвязано.  В «жесткие эстетические ценности».  Г. Давыдов умеет писать подобные штуки. Может, все-таки это и есть профессионализм или мастерство?

   Кстати, г. Давыдов в 2000 году сменил г. Кузьмина на посту главного редактора «Вавилона». Наверное, непросто руководить солидным журналом? И «гонят-гонят», и приходится отступать, и доотступаешься до тех пор, пока не превратишься в некоего злого, но очень сексуального «античного монстра»:

гонят гонят почему как всегда нет никого
кто посмотрел бы в окно чтобы разобраться
где всё это происходит некое живое существо
терзается среди нас ему хочется жрать и ебаться

оно плывёт по жизни как воздушный корабь
а ты чувак отступаешь на заранее занятые позиции
как уверенный в собственном поражении краб
как античный монстр с несколькими хуями и лицами

   Д. Давыдов http://www.vavilon.ru/textonly/issue4/davydov.htm


  Впрочем, на помощь приходят друзья. Оказывается, вавилонян связывают теплые дружеские отношения . Это немаловажный факт для общего строительства:

парашютики-студентики, звягинцев не прав
у него за спиной спрятан ледоруб
он не режет по ночам девок молодых
не крадёт у барышень нарядов дорогих

зонтики-невротики, анашевич врёт
как он это делает, меня не ебёт
тащит он на небо стрёмный порошок
чертит на асфальте котёнка без кишков

колечки-человечки, воденников зассал
на самолёте звёздочку он нарисовал
красную звёздочку на чёрном самолёте
подумаем о людях, вспомним о пилоте

  Д. Давыдов http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov2-4.html


    Мне очень понравилась у г. Давыдова самокритика. Думаю, что самокритика необходима главному редактору журнала:

с удовлетворением отмечаю: стал взрослой гадиной
обладающей эдакой душевной впадиной
когда хочется плакать получается только смех во тьме
эдакой право имеющей идиотиной
растерявшей и бэ и мэ

  Д. Давыдов http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov3.html


 или:

"я проснулся знаменит"? –
ни хуя подобного!
вот, лежу, ваще убит
вроде, бля, животного

под колёсами истории
перемелетесь и вы
наподобие травы
в духе аллегории

Д. Давыдов  http://www.vavilon.ru/texts/prim/davydov3.html


  И – перед тем, как отойти от хаоса плит г. Давыдова, - поверьте, так не хочется уходить – я приведу несколько сочиненных г. Давыдовым и взятых мною на вооружение крылатых фраз:

необходимость – мой сурок
свой хавает сырок


или:

в основе пищевой цепи
лежит собака на цепи


или:

как зелен виноград когда его не могут

или:

блудодей-баловник

 Далее буквально пробегусь по этажам Вавилона и некоторым авторам.


                 8. Аркадий Драгомощенко. Симулякр, как ризома.

      У А. Драгомощенко я нашел ризому.

   Ризома (фр. rhizome «корневище») — одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые, по их мнению, типичны для классической европейской культуры.

    Наглядным образом для неё выступает запутанная корневая система растения. Согласно Делёзу и Гваттари, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода.
                                                    http://ru.wikipedia.org


   Я понимаю ризому в литературе так: хоть с начала читай, хоть с середины, хоть с конца – к началу – ничего не потеряешь. Каждая фраза, каждое слово или знак могут являться главным смыслом, от которого корневой системой  расходятся смыслы иные. Давайте именно как на ризому посмотрим на этот вот симулякр г. Драгомощенко:

НО НЕ ЭЛЕГИЯ

Зине

Параллельный снег.
Звериный дым ютится по неолитовым норам ночи.
Понимание заключено в скобки глаз, покусывающих белое.
И мозг, словно в лабиринте мышь.
Ты видишь то, что ты видишь.
Мир притаился. Tы только дичь,
ступающая с оглядкой по ворсу хруста. Пойману быть.
Помойка утратила таинственную мощь
                                                            останавливать энтропию,
как кровотечение останавливает разжеванная крапива,
как бесноватых пение.
                                    Два деления или три тому
по шкале Cо еще прощались (расторгая связи) части,
к полноте стремясь, к распаду, как к встрече.
Откуда же ствол тепла?
Прямо солнце, ложась на кровельный скат.
Воскресенье и опять воскресенье.
Теперь и труп, должно быть, тверд как звезда,
и неуязвим так же в озерах подземных - не страшен,
как не страшно оружие или огня безмятежного
светозарный столп,
у которого смолистые корабли ворон,
уменьшаясь, падают за ноготь видимого,
глазом Арктики живя наполовину и мной,
вмявшим в снег куст красноватой полыни.
Так узнаем строение неба, - отмеряя себя от месяца, -
              наследуя царство по первородства праву,
издохшую мышь вытряхиваешь из лабиринта.
Из параллельных, звериного дыма,
из того, что видишь, и того - что увидено.

               А. Драгомощенко http://www.vavilon.ru/texts/dragomot4-4.html


  Не пробовали начать чтение с середины или конца? Соединять любые фразы в любой последовательности? Бесконечность разности вариантов выворачивается в бесконечность одинаковости. Мне стало интересно: ризома – она - форма или смысл? Наверное, линейная структура моего вопроса чужда корневищу ризомы. И, потому, ответа нет.

                9. Илья Кукулин. Симулякр как постмодернистская ирония.

   Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования.
                                                                          http://ru.wikipedia.org


   Шестой этаж. Я ведь здесь уже был? И не заметил стихов И. Кукулина? Не оценил постмодернистскую иронию? Кстати, стихи г. Кукулина мною обнаружены и на седьмом и на девятом этажах «Вавилона». Но самый яркий, самый ироничный стих, на мой взгляд - этот:

Сонатная форма не требует корма,
не требует корма сонатная форма:
не зная ни голода, ни хлороформа,
она существует средь зноя и шторма,
поскольку отсутствие корма есть норма
для тех, кто живёт, как сонатная форма.

- Конечно, - мне скажут, - занятная форма.
Однако позиция автора вздорна:
из строчек не слышно ни флейты, ни горна,
из них проступает лишь голая форма.
Хоть с ритмом и рифмами полная норма,
такая платформа едва ль благотворна.

А что я скажу? Ведь сонатная форма
здорова, жива и не требует корма!


                         И. Кукулин http://www.vernitskii.ru/kukulin.htm

  Точное соответствие формулировке из википедии: и ирония и цитирование одновременно. Что цитируется, то есть перепевается?

Сонатная форма не требует корма,
не требует корма сонатная форма…


Вам не напоминает?

Гаврила было примерным мужем.
Гаврила мужем верным был.


  В следующем стихотворении г. Кукулина ирония и цитирование сплетаются в симулякр вселенского масштаба:

Трещина мира проходит через жопу поэта.
Я должен видеть мир целым,
иначе трещина поднимется выше
и разорвёт меня пополам.


                    И. Кукулин http://www.vernitskii.ru/kukulin.htm

  …Через жопу поэта…  Какое новое осмысление сказанной Гейне фразы. Хотя, мне кажется, что г. Гейне более прав, чем г. Кукулин. Впрочем, это на любителя: кто-то любит пропускать мир через  сердце, а кто-то... Вообще, жопа поэта, мне кажется, новая неизбитая тема в современной литературе, тот новый смысл, которому еще предстоит развиваться. И у постмодернизма в этой области огромный задел.

   А еще замечу, что г. Кукулин в настоящее время является главным редактором сетевого литературного журнала «TextOnly». Тем авторам, кто захочет связать свой творческий путь с журналом «TextOnly», рекомендую не забывать о специфике взглядов главного редактора.

   Крылатая фраза от г. Кукулина: 

служенье Муз не терпит Воркуты…

                           10. Александр Беляков. Карнавализация симулякра.

    Карнавализация в постмодернизме означает центробежную силу языка, "веселую относительность" предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха...
                            http://mirslovarei.com/content_fil/POSTMODERNIZM-5545.html


  Цикл стихов г. Белякова, который так и называется «Смешение несмешаемого», и есть искрящийся весельем карнавал, то есть кружение основных постулатов постмодернизма: хаоса, любви к темному и запретному, нелюбви к логике:

Анима Каренина
В уме простоволосом,
Каином беременна,
Бежит за паровозом.

             А.Беляков http://www.vavilon.ru/texts/belyakov1.html


   О цитировании Г. Беляковым классических устаревших смыслов… Как же свежо классический образ смоделирован в новую реальность:

По матушке Волге в осеннюю тьму.
От горькой судьбы уплывает Муму.
Утоплена сказка, а быль впереди.
Булыжник сияет у ней на груди.
………………………………………..
А в дальнем краю на простынке стенной
Бродячий хозяин болеет виной:
Немое пространство хватает в кулак,
Мычит – отелиться не может никак.

             А.Беляков http://www.ironicpoetry.ru/autors/02-b/belyakov/mumu.html


В поговорки от г. Белякова возьму:

Но тесен офис для меня…

еще:

Хотенье исчезает в полдень

еще:

Говнистым девушкам я больше не потатчик

еще:

Въехал на танке в чужие портянки

И - по этажам Вавилона – к выходу.
    
      11. Калинин, Львовский, Пащенко, Соколов, Пуханов и всё остальное.  

- Вадим Калинин:

В костёл железный заплывает Бог,
Подобный круглой ядовитой рыбе.
Игла и шестицветное окно.


   Г. Калинин упоминает о Боге. Наверное, он верующий человек. Но вот только подход к Богу у г. Калинина какой-то неправильный. Впервые слышу, чтобы Бога сравнивали с круглой ядовитой рыбой. Но это ведь новый смысл.

Весна с утра как ягодицы,
И велика, да не откусишь,
Я прятался, она везде.

         В. Калинин http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon3/kalinin.html


  И это смысл не старый. Так и видишь, как г. Калинин прячется от Весны-Ягодицы. Потому, что не может  от нее откусить. А еще… Весна-Ягодица это и весело и сексуально.

Люблю смотреть на воду и дышать,
Люблю большое ласковое мясо,
Люблю матрон, подростков и блядей


        В. Калинин http://www.vavilon.ru/texts/kalinin2.html

   И снова эротика плюс тяга к запретному. Должен заметить, что Г. Калинин самокритичен подобно г. Давыдову:

Вот и кончилась попойка.
Ты останешься со мной?
И огромная помойка
Спит под крышкой черепной.


    В. Калинин http://www.vavilon.ru/texts/kalinin2.html

В коллекцию поговорок от г. Калинина мною выбрано:

У меня на голове превосходное лицо,

Еще:

Злободневная подруга

Еще:

Поэт в России больше, чем собака,
И никому он лапы не подаст


И еще:

Как хороши, как свежи были хари

- Станислав Львовский:

крылья Твои Господи нам с ней нельзя
вечерами                 хуй чернильный октябрь
слово за слово тонкие сухие
тетрадки за три копейки
утренние дожди белые птичьи стаи
и ебанись и те же холодные слезы
и нельзя и шестичасовой скорый
нам себе гонит огонь сквозь осень
как капельница                        оттуда
сюда

    С. Львовский. http://www.vavilon.ru/texts/lvovsky1.html


    Я вижу  в начертанном выше лабиринт.

  Лабиринт — образ-метафора постмодернизма— один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса…
                    http://www.infoliolib.info/philos/postmod/labirint.html


   Разве лабиринт не путь от порядка к Хаосу? Разве не является он внутренним любой  ризомы? Ну, это уже мои предположения.

  А еще меня заинтересовала у С. Львовского фраза: хуй чернильный октябрь. Я понимаю, что точек в стихе нет принципиально. Но все же какие-то остановки при чтении стиха для себя делаешь. И с приведенной выше фразой ситуация такая же, как с фразой из мультика: казнить – нельзя – помиловать. Мне вот кажется, что лучше бы остановиться так: Хуй чернильный. Октябрь. А вы как думаете?

- Олег Пащенко:

  У г. Пащенко я нашел юродствование:

Русский постмодернизм за рубежом считают самым авангардным… Специфически окрашивающий его компонент — юродствование.
     http://yanko.lib.ru/books/cultur/skoropanova-russ-postmodern-lit.htm


ох
зачем я такой дурачок
зачем открывал мой роток
зачем ты из горла прыжок
на зуб с языка и вдалёк
заблудишься наискосок
тебя перекусит зверёк
тебя карачун-человек
в кулак соберёт как грибок
запляшет луны невдомёк
невидимой тенью лесок
тебя зачеркнёт поперёк
меня зачеркнёт зачеркнёт
себя зачеркнёт мой стишок

    О. Пащенко http://www.vavilon.ru/texts/pashchenko1.html


- Виталий Пуханов.

   Г. Пухановым  разрабатывается такая оригинальная разновидность симулякра, как симулякр-кокетство.

  Из рассуждений Бодрийара о гиперреальности в работе этического можно сделать вывод, что суть постмодернизма – кокетство.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/POSTMODERNIZM.html


Как же кокетливо  г. Пуханов строит глазки этой вот старушке:

Бодрая старушка
В Англии живет.
Вечно у старушки
Дел невпроворот.
В три гусей покормит,
Чай заварит в пять.
Некогда старушке
В куклы поиграть.
С крендельком старушка
Пьет на кухне чай.
О такой старушке
Даже не мечтай.

В. Пуханов http://magazines.russ.ru/ra/2009/12/pu15.html

А я вот о той старушке и не мечтаю. В этом я г. Пуханову не соперник.

     Здесь я остановился, решивший сделать некоторые выводы. Что я понял? «Вавилоняне» опираются на постулаты постмодернизма очень своеобразно. Выбирая из основополагающих линий постмодернизма близкое себе, они лепят поверх этих линий что-то свое гораздо более мелкое. В итоге получается несколько специфических изолированных постмодернизмов: постмодернизм г. Анашевича, постмодернизм г. Ведерникова. Да, не забудем о г. Кукулине и г. Давыдове. Ясно, что фундаментом для мощной единством взглядов идеальной стройки данный набор постмодернизмов быть не может. 

                                              12. Чуть не забыл.

      Есть же еще основатель «Вавилона» г. Кузьмин. Произведения г. Кузьмина размещены на третьем и седьмом этажах. Только вот сказать о этих произведениях нечего. Если иные симулякры в чем-то ярки, заставляют согласиться, поспорить, улыбнуться, даже рассердиться, то симулякры г. Кузьмина – никакие. Просто знаковые наборы. Поверхностно и безлично. Но ведь и поверхностность тоже основополагающий принцип  постмодернизма:

Если суммировать основные признаки постмодернизма, выделенные Хассаном, выстраивается следующая их классификация:
4) Безличность, поверхностность. Постмодернизм отказывается от традиционного "я", усиливает стирание личности, подчеркивает множественность "я".
                   http://culture.niv.ru/doc/poetics/rus-postmodern-literature/015.htm


   Так что никакие вещи г. Кузьмина есть весомый вклад к становление русского постмодернизма.

   Впрочем, я покривил бы душой, если бы не признал: мне предельно понравилось это вот стихотворение г. Кузьмина:

Вечера на хуторе близ Голгофы.
Облетели листья, деревья голы.
Улетели птицы. Прошло полгода.

Вечерами - туман, и ни зги в долине.
По ступицу вязнет телега в глине.
Разговоры о казнях да сплетни о Магдалине.

С наступлением осени что-то в душе сломалось.
И апостолы позаплутали малость -
Видно, с пьяных глаз, - по пути в Эммаус.

Что ж! Гоняй чаи с вареньем из смоквы,
Утешайся тем, что и ты, мол, смог бы...
Холодна постель, и ресницы мокры.

Неужели мы зря эту глину ногами месили?
Неужели мы пропустили приход Мессии?..
От бессилья плачут здесь, от бессилья.

                     Д. Кузьмин http://www.vavilon.ru/metatext/nlg2/kuzmin.html


  Лучшее стихотворение из тех, что я нашел в «Вавилоне». Живое и удивительно тонкое. Дата создания – 1994 год. Оказывается, еще до встречи с Вадиком и Славиком г. Кузьмин умел сочинять такие вот стихи. А потом? Что случилось потом?

  Ах, да. Пришло время творить симулякры.
               
                                 13. Размышления в сквере Идеализма

   Наконец оказавшийся на свежем воздухе я присел на лавочку в расположенном неподалеку сквере Идеализма. Еще раз взглянул на «Вавилон» Башни, той, которая могла бы достигнуть небесного свода современного искусства, не получилось. Разные не подогнанные одна к другой плиты. Слабый фундамент, потрескавшийся еще в самом начале строительства. А еще... Я только заметил, что здание то не достроено. Вот ирония. Уж действительно аналогия с недостроенным Вавилоном библейским. Только в библии строители Башни уже на подступах к небу стали говорить на разных языках, что помешало постройке. В российском же «Вавилоне» будущие ее строители, поэты и писатели, говорили на разных языках еще на этапе закладки фундамента. Причем разность языков декларировалась как некая объединяющая сила, как скрепляющий постройку строительный раствор:

…принцип эстетического плюрализма, желание собрать под одной "крышей" наследников разных традиций, разные художественные языки, - тут возникал мощный потенциал развития, взаимного обогащения, дававший "Вавилону" огромную фору перед другими группами, изначально ориентировавшимися на близость поэтики участников...
                                     http://magazines.russ.ru/nlo/2001/48/kuz.html


   Разве можно скреплять стройку разностью? Да мало ли ошибок допустили строители «Вавилона» вместе с двумя прорабами: г. Кузьминым и г. Давыдовым? Результат налицо. Получилась недостроенная аварийная многоэтажка, поуобжитая, полузаброшенная, из окон которой временами доносятся крики отрицающего дидактические смыслы  хающего  поэтов г. Кузьмина. А, может, это рыдания? Ну, точно:

«от бессилья плачут здесь, от бессилья»


   А это что? Рядом с «Вавилоном» еще две удивительно напоминающие «Вавилон» многоэтажки.  Журналы «Воздух» и «TextOnly». То же руководство г. Кузьмина. Те же «вавилоняне», как авторы. Настолько же слабые фундаменты. Вернее, еще слабее. В «Воздухе» объединяющим началом декларируется «желание творчества». Ход моих мыслей останавливает недоумение. Зачем нужно было бросать строить одно, чтобы возводить рядом такое же точно другое? 

   Говоря в несколько критическом тоне о «Вавилоне», я совершенно не хочу умалить его авторов. Я сказал далеко не о всех. Мне попадались и неплохие поэты и занятные стихотворения. Может, я напишу «Вавилоне» еще, и выберу на этот раз все-все хорошее. Может быть.

    Теперь же о самом для меня главном, самом важном в этой статье. Моя кульминация. Можете назвать это лирическим отступлением. Я пытался проанализировать так много чужих взглядов, что, мне кажется, имею право на свой взгляд.

  Начну с музыки. Немного о тональной системе. Кто не знает: семь ступеней лада, из них три – основные: тоника, субдоминанта и доминанта. Тональная система – изначальный, открытый людьми еще в древности порядок в музыке. Взамотяготения между ступенями тональной системы пытаются организовать даже одноголосие. Двухголосие же само ищет эти ступени, чтобы опереться на них. И в человеке, когда он слушает музыкальное произведение, предельно важна в этом произведении именно семиступенная организация. Важна глубинно, неосознанно, важна настолько первично, насколько первичны чувство и мысль. С развитием же музыки - к примеру – через Баха – к импрессионизму - все находки в музыке, новые стили и направления, может, в чем то и пытающиеся оторваться от тональной системы, все же основывались на ней. И – потому – были  живы. Разными ветвями тянущегося из внутреннего человека и глубины веков дерева.

   И вот тональную систему отвергли. Те музыканты, которые захотели сочинять музыку на основе своих, придуманных, правил. Новую систему назвали атональной. Порядок, являющийся основой тональной системы, был заменен хаосом новых связей. Это мой взгляд: музыка, написанная в атональной системе мертва.

   Что касается постмодернизма в литературе. Я вижу его образованием, аналогичным атональной системе в музыке. Разрушив естественные питающие литературу ценности, постмодернизм заменил их мертвыми знаковыми образованиями. Мой незримый оппонент, может, мне и возразит: мол, есть люди, которым постмодернизм нравится. Я согласен, что о вкусах не спорят. Хочется человеку вмещать в себя мертвое – пусть вмещает. Но таких людей мало, как мало тех, кто любит, к примеру, раскапывать на кладбище могилы.

То ли еще будет
Всё впереди
Не зуди, не пили, не перди
Все мы люди
Всем нам по пути

А. Анашевич http://www.lookatme.ru/flows/sovremennaya-poeziya/posts/72023-aleksandr-anashevich


        Мне уж точно не по пути с г. Анашевичем. Я выбрал свой путь: живя, вмещать в себя живое. Я хочу основывать свое существование на тональной системе. И это живое, эта тональная система - Идеализм. Первичные Идеи: Бог и Душа с полянкой материи между ними… Они ведь и есть три аккорда: тоника, субдоминанта и доминанта. Ведь не случайно, что, основывающийся на трех аккордах мелодический ход в до мажоре: до – ре – си – до  - символизирует крест.
 
   И в литературе мне важно то, что я пытаюсь укрепить внутри себя. Не хаос, но – порядок. Не тьма, но - свет. Не зло, но - добро. Не симулякр, как репрезентация реальности в отрыве от ее связей, а, основанное на Идеализме обогащение реальности. Не ризома, но ствол. Не юродствование, но – духовность. Кстати, тональная система предельно духовна.

   Не смерть, но – жизнь.
   Не ненависть, но – любовь.

   Я приводил в качестве примеров так много чужих стихотворений, что, мне кажется, имею право поместить здесь одно свое. Я не говорю это стихотворение прямо-таки хорошее. Но, возможно, оно все же живое. И хоть немного доказывает сказанное выше.

                   ДЕТЯМ

Поздний вечер. Ах, где ты, солнце?
Вроде, осень. А как-то снежно.
Мое сердце упрямо несется
К остановке во тьме неизбежной.

Эта тьма уже там, за кроватью.
Что за тени? Может, отец то?
Я устало глаза закрываю,
Чтоб увидеть далекое детство.

Там я рад. И вокруг – всё мне – радо.
И Вселенная занята мною.
Там с отцом мы сидим – рядом
У костра над речною волною.

А костер, моим взглядом расцвечен,
Обещает мне радостной дрожью,
Что хорошее будет вечным,
Ну, а вечное – очень хорошим.

А река – все несет свои вихри
Прямо к звездной реке, не иначе.
Я сказал мне отец  -  тихо:
- Я люблю тебя.
Знай, мой мальчик…

Вот и комната. Я вернулся.
Слезы – вытерты. Вроде, сдержан.
Только сердце несется, волнуясь
К остановке во тьме неизбежной,

И зовет беспокойным стуком
Что-то сделать в осенней стыни.
И кладу я бережно руку
На плечо – спящего – сына.

…………………………………

У костра над речною волною
Вместе с сыном сидим рядом.
Сын на пламя смотрит со мною.
И светлы наши два взгляда.

А костер – он швыряет беспечно
В небо пригоршни светлых горошин:
Ведь хорошее будет – вечным.
Ну, а вечное – очень хорошим.

А река – все несет свои вихри
Прямо к звездной реке, не иначе.
И решился сказать я  -  тихо:
- Я люблю тебя.
Знай, мой мальчик.

И что кажется страшным – не страшно,
Если светит любовь за разлукой.
И мой сын, когда станет старше
Разведет костер с моим внуком.

А за ними в долине звездной
Цепью пламени  берег светел.
« -Я люблю тебя…» Так серьезно
Повторяют отцы – детям.

Мое сердце туда же мчится.
Я с любимыми там встречусь –
У реки голосами чистой.
Что зовется…
Звездная вечность.

            Л. Шимко http://moy-bereg.ru/leonid-shimko/detyam.html


   И, перед тем, как улица Литература поглотит мою дальнейшую прогулку, хочу предупредить поэта, который вдруг свернул к «Вавилону» и его клонам-многоэтажкам:

- Не спеши. Подумай: тебе придется строить вместе с теми людьми, чьи взгляды и вкусы весьма сомнительны. Может, лучше уйти? Может, где-то совсем рядом уже строится иное светлое наполненное жизнью здание? Отдавать же плиты своего творчества и часть души в стоящий перед тобой музей симулякров  – ерундовое дело.

                                                               Геосимволист Леонид Шимко

                                                                                   04.06.2010



 
« Пред.   След. »