Культура организации. Физическая культура

Оглавление
Культура организации. Физическая культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1.1 Введение в курс «Экономика физической культуры и спорта»

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.
Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.
Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности, но их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.
В экономической литературе существует ряд определений отрасли на-родного хозяйства как экономического понятия, одним из наиболее распространенных среди которых является следующее.
Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.
Приведенное определение относится, прежде всего, к отраслям производственной сферы, однако, его правомерно перенести на любую отрасль народного хозяйства, так как в нем содержатся главные признаки, лежащие в основе, с одной стороны, объединения в отрасль различных хозяйственных единиц, а с другой стороны - отличия одной отрасли от другой. В основе объединения различных хозяйственных единиц в отрасль лежат в первую очередь:
а) особенности труда работников предприятий (организаций), выполняющих специфические функции в системе общественного разделения труда;
б) особенности используемых средств труда;
в) специфическая форма результата труда.
Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления. Вместе с тем отрасль может совпадать или не совпадать с границами отраслевых министерств (ведомств). Ситуация «несовпадения» весьма характерна для отрасли «физическая культура и спорт».
Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Федеральное агентство по ФКиС. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются др. министерствами (ведомствами). Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Феде-рации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму-16,4%; профсоюзов - 13,6%; других министерств (ведомств) - 6,2%.
Современное состояние (на 01.01.2006г.) отрасли «Физическая культура и спорт» может быть представлено посредством характеристики ряда основных показателей, более подробный анализ которых будет осуществлен в соответствующих главах учебного пособия.
* Общее количество коллективов физической культуры и спортивных клубов составляло 101 931, в том числе в спортивных школах и училищах - 5197, общеобразовательных школах - 51 416, учреждениях начального профессионального образования - 3 603, средних специальных учебных заведениях - 2 462, высших учебных заведениях - 853, учреждениях и организациях - 25 900, спортивных клубах - 2051, на спортивных сооружениях - 2080, по месту жительства - 8 369. В отрасли функционировали 5 071 физкультурно-оздоровительный центр предприятий (организаций) и 441 клуб по физической культуре и спорту для инвалидов всех категорий.
* Общая численность физкультурных кадров составляла 241 775 чел.
* В отрасли насчитывалось 195 018 разнообразных физкультурно-спортивных сооружений, единовременная пропускная способность которых оценивалась в 4 768 316 человек. Работало: 5,3% занятых в объединенной группе отраслей «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение»; 1,1 % занятых во всех отраслях нематериального производства; 0,4% занятых в экономике страны.
* Занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности равнялась 12 292 180 человек, в том числе в спортивных школах и училищах - 2 454 008; общеобразовательных школах – 4 061 775; учреждениях начального профессионального образования - 331 060; средних специальных учебных заведениях - 299 876; высших учебных заведениях - 349 624; на предприятиях, в учреждениях и организациях - 2 157 937; в спортивных клубах - 479 106; на спортивных сооружениях - 735 879; по месту жительства - 1422915. Численность занимающихся в секциях и группах для инвалидов составляла 231 141 человек.
* Общий объем платных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых населению, составлял около 1460 млн. руб., или 0,3% от объема всех платных услуг, а объем платных физкультурно-спортивных услуг на душу населения - 7,2 руб.
* Объем финансирования из государственного бюджета составлял более 750 млн. руб., или 0,09% расходной части бюджета по его функциональной классификации.
Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:
- прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;
- систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный промежуток времени не представляется возможным в связи с введением в 1998 г. новой формы государственной статистической отчетности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.
Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.
В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений. Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации ещё в 1996г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

1.2 Экономика физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, действуют и в сфере физической культуры и спорта. Экономика физической культуры и спорта является конкретной отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические задачи.
Предметом экономики физической культуры и спорта, как научной и учебной дисциплины являются экономические отношения, между членами общества в сфере физической культуры и спорта.
Характер и механизм проявления экономических законов в физкультурном движении имеют специфические особенности, которые проявляются в экономических взаимоотношениях с другими отраслями народного хозяйства.
Экономика физической культуры и спорта изучает конкретный механизм проявления экономических законов. Он отличается своеобразием эксплуатации материально-технической базы, особенностями экономических отношений и, прежде всего отношениями собственности на средства производства, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата.
Задачами экономики физической культуры и спорта является не только изучение экономических отношений и законов, складывающихся в этой отрасли, но и постоянное совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – денежных, материальных, трудовых.
Практика показывает, что только экономически обоснованные решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений. Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.
В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория - экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.
Таким образом, предметом экономики физической культуры и спорта как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам. Решение этой комплексной проблемы предполагает кроме использования чисто экономических инструментов разработку моделей управления и организации производства, применение социально-психологических методов стимулирования работников, системы маркетинговых средств, продвигающих услуги и товары к потребителям, и др.
В понимании предмета отраслевой экономики обнаруживается взаимосвязь двух основных разделов экономической теории - макроэкономики и микроэкономики.
Макроэкономика исследует экономику как целое, а также важнейшие ее секторы (государственный сектор, бизнес, домохозяйства и др.; промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынки, потребительский рынок и т.д.) с использованием для этого агрегированных макроэкономических показателей и их связей, например, с деньгами, занятостью, государственными расходами и др.
Микроэкономика изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления (предприятия и индивидуальных предпринимателей, их хозяйственную деятельность, а также экономические отношения между ними). В центре ее внимания находятся конкретные производители и потребители: их решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.
Очевидно, что выбор оптимальных решений на микроуровне зависит не только от возможностей конкретных физкультурно-спортивных организаций, но и от макроэкономических параметров. Для производителей услуг (товаров) в отрасли «физическая культура и спорт» это предполагает всесторонний анализ факторов, влияющих на спрос и предложение их продукции. Так, например, прогнозируя спрос, нужно исходить из того, насколько значительное место в иерархии потребностей семьи занимает потребность проводить досуг в секциях и клубах, заниматься туризмом, посещать зрелищные спортивные мероприятия, что отражает микроэкономический уровень анализа. Но в то же время складывающийся на рынке уровень цен, номинальные доходы, система льгот для определенных категорий населения, то есть общеэкономические (макроэкономические) параметры, могут изменить тенденции микроэкономических спросообразующих факторов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Аналогичным образом обстоит дело и с предложением: помимо влияния на него спроса и размеров капитала на масштабы производства могут оказывать позитивное или негативное влияние такие макроэкономические факторы, как налоговая политика, цена кредита, уровень инфляции и т.п.
В этой связи весьма актуальным в настоящее время является поиск форм взаимодействия государства как на его федеральном уровне, так еще в большей степени на региональном и местном уровнях, с частными производителями продукта с целью привлечения капитала в отрасль «физическая культура и спорт». Как известно, для бизнеса привлекательны рентабельные и быстро окупающиеся затраты. Современный же рынок услуг отрасли предъявляет спрос на специальные формы поддержки людей с физическими недостатками, пожилых, детей, для которых рыночные цены недоступны. Развитие системы налоговых льгот и других способов частичных компенсаций издержек производства могло бы способствовать расширению частного предпринимательства в этом секторе рынка на условиях, не ущемляющих интересы производителей. Цены на услуги отрасли при этом были бы доступны для незащищенных слоев населения.
Экономические исследования, оценки и прогнозы, проводимые в отрасли «физическая культура и спорт», базируясь на общей экономической теории как методологической основе, широко используют данные менеджмента (управления), правоведения, социологии и других наук.
Таким образом, экономика физической культуры и спорта как научная дисциплина, рассматривая экономические отношения общества в их конкретных проявлениях применительно к практическим задачам отрасли, реализует важнейшее назначение этой науки - разрабатывать научно обоснованные рекомендации, способствующие более эффективному производству разнообразных услуг.
Экономика физической культуры и спорта как учебная дисциплина призвана использовать результаты научных исследований в учебном процессе, вооружая будущих специалистов знаниями экономических аспектов профессиональной деятельности, что делает их подготовку более комплексной.

1.3 Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства

Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит на базе экономических отношений общества.
Все предприятия и учреждения народного хозяйства нашей страны, в зависимости от выполняемых ими функций, сведены в отрасли. Физическая культура и спорт, как отрасль народного хозяйства, Представляет собой систему предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека.
Формирование физической культуры и спорта, как отрасли народного хозяйства, обусловлено необходимостью обеспечения согласованных действий всех служб и взаимосвязанных подразделений этой сферы, направленных на равномерное распределение основных фондов и кадров по территории страны.
Какое же место занимают физическая культура спорт в системе общественного производства и в отраслевой структуре народного хозяйства? Всё общественное производство подразделяется на два вида: первый вид – материальное производство; второй вид - нематериальное производство.
Физическую культуру и спорт следует отнести к нематериальному производству. Пользуясь плодами материального производства (спортсооружения, инвентарь, одежда), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортивные услуги, расширяя фонд личного потребления общества.
Физическая культура и спорт располагают своими специфическими элементами производства. Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь; во-вторых, труд физкультурных работников; в-третьих, предмет труда физкультурников и спортсменов.
В соответствии с разграничением в общественном производстве все отрасли народного хозяйства подразделяются на производственную сферу и непроизводствевную сферу. Результат труда работников отраслей производственной сферы носит материальную, вещественную форму. Отрасли же, входящие Внепроизводственную сферу, участвуют в создании общественного продукта и национального дохода косвенно, через воздействие на работников производственной сферы. К ним относятся просвещение, здравоохранение, управление, коммунальное хозяйство и др.
Физическая культура и спорт – отрасль народного хозяйства, основной экономической функцией которой является производство спортивных услуг. В сфере физической культуры и спорта, необходимо различать работников, оказывающих спортивные услуги, и всех тех, кто, занимаясь физической культурой и спортом, потребляет, пользуется этими услугами.
Занятия физической культурой и спортом предназначены для личного потребления. Такое потребление осуществляется в различных формах, и требуют затрат: определённого количества материальных благ, времени, физических и умственных усилий. При этом возникают услуги в их чистом виде, что связано с деятельностью по обслуживанию личного потребления. Оказывают эти услуги не сами потребители (физкультурники, спортсмены), а специальные лица, физкультурные работники, для которых спортивные услуги являются производственной, трудовой деятельностью.
В процессе оказания спортивных услуг используются специальные материальные средства: спортивные сооружения, инвентарь, одежда, обувь и другое имущество, то есть всё то, что составляет материально-техническую базу физической культуры и спорта.
Труд физкультурных работников осуществляется в определенных организационных формах, созданы научные и учебные заведения, органы управления физкультурными и спортивными организациями. Короче говоря, появляются все атрибуты, характеризующие любую отрасль народного хозяйства. Физическая культура, как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Всё это вместе и составляет экономику физической культуры и спорта.

1.4 Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта

Экономические отношения – это отношения, в которые вступают люди в своей общественной жизни, в процессе создания жизненных благ, продуктов и услуг. Они охватывают всё общественное производство, как материальное, так и нематериальное. Известно, что основой производственных экономических отношений выступают формы собственности на средства производства.
В современном обществе основными формами собственности на средства производства являются государственная и частная. Кроме того, существует собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Экономика ФКиС учитывает специфичность экономических отношений, возникающих в связи с наличием различных форм собственности и их переплетением. Например, управление физкультуры и спорта на любом предприятии, имеет чаще всего государственную (спортивные сооружения), профсоюзную (средства из бюджета профсоюзов) и личной собственностью (оплата абонементов). При использовании этих видов собственности учитывается их различный юридический статус.
Государственная собственность включает находящиеся в ведении Федерального агентства по ФКиС спортсооружения, предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и т.п. Агентство заботится о сохранности и приумножении государственной собственности, об её использовании для занятий физической культурой и спортом всеми членами общества.
Ведущая роль государственной собственности открывает возможности для обеспечения единства интересов отдельных ведомств, спортивных обществ в осуществлении физкультурной и спортивной деятельности Постановления, распоряжения Федерального агентства по физической культуре и спорту, как государственного органа обязательны для физкультурных организаций всех ведомств и спортивных обществ.
Государственное руководство физкультурным движением позволяет придать обязательную силу физкультурно-спортивным и оздоровительным мероприятиям, проводимым в учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях.
На муниципальные спорткомитеты возлагается обязанность координировать усилия ДСО и других спортивных организаций по комплексному решению вопросов развития их материальной базы, оказания помощи в выборе места для площадок и стадионов, в их оборудовании, в организации соревнований в производстве спортивных товаров и др.
Большинство спортивных сооружений является собственностью государственных предприятий и организаций, подчинены различным министерствам и ведомствам страны. Часть из этих сооружений предприятия: передают в распоряжение профсоюзов и ДСО. Между ними возникают определённые экономические отношения, связанные с эксплуатацией этих сооружений.
В оперативном управлении общественных организаций профсоюзов, ДСО, РОСТО находятся, помимо спортивных сооружений производственные предприятия, административные здания, учебно-спортивные и туристические базы и т.д.
Согласно уставу ДСО профсоюзов, их имущество могут пользоваться все физкультурники и спортсмены, являющиеся членами ДСО. ОНИ имеют право заниматься в спортивных секциях и командах, участвовать во всех мероприятиях, проводимых ДСО: спортивных соревнованиях, праздниках, спартакиадах, обучаться на курсах, учебно-тренировочных сборах, в спортивных школах. Члены ДСО бесплатно пользуются спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем.
Существование разных форм общественной собственности обусловливает многообразие форм управления физкультурными организациями: через Федеральное агентство, спорткомитеты и отраслевые ведомства; через профсоюзы и другие общественные организации; через смешанную государственно-профсоюзную или кооперативно-профсоюзную систему).
Многообразие форм управления физкультурными организациями порождает ведомственную разобщенность в использовании спортивных соружений, их неравномерное распределение между отраслями и производственными объединениями.
За последние годы сложилась неодинаковая насыщенность физкультурных организаций спортивными сооружениями. Это приводит в ряде случаев к их неполному использованию. Например, школы, вузы, техникумы располагают большей частью спортивных площадок, но ощущают острую нехватку стадионов, плавательных бассейнов, футбольных полей.
Неодинаковое количество спортивных сооружений наблюдается в рамках одного и того же района. Крупные предприятия, располагая большими накоплениями, создают сеть спортивных сооружений. Так как не все имеют такие возможности, возникает «спортивное неравенство» производственных коллективов одного и того же района: одни имеют в избытке спортивные сооружения, что приводит к их неполному использованию, другие же испытывают острую нехватку, что ограничивает возможности развития у них физической культуры и спорта.
Ведомственная разобщенность, разделяющая физкультурников на «своих» u «чужих», затрудняет проведение общих мероприятий для населения, проживающего в одном районе. Она, как правило, ведет к различиям в порядке и размерах финансирования и материально-технического снабжения. В итоге возникает неравномерное размещение спортивных сооружений, разная степень обеспеченности ими населения.
Для ликвидации недостатков в сфере физической культуры и спорта, вызванных подобной разобщенностью, необходимо совершенствовать экономические отношения.
Фундаментальная проблема экономической теории - проблема регулирования действий участников производства. Процветание экономики в любой стране - всегда результат согласованных действий производителей, тогда как кризис – результат их антагонизма.
Оптимальный механизм регулирования - вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый подход получил название" классического ", согласно которому максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость "классического" подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.
Сторонники противоположного ("социалистического") подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого). Контроль со стороны общества осуществляет его властный институт – государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в советской «экономике».
Директивная планомерность стала определяться как экономическая модель государственного «социализма». Практика показала тупиковость этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки - хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.
Современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация ориентирующим воздействием государства. Это-то, что и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.
Иными словами, современная «социально-регулируемая» экономика - это конечно, «рыночная экономика», но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.
Экономическая наука, которая изучает становление и развитие «капитализма» и «социализма», получила название «политической экономии». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной. Из неё выросла современная экономическая теория, которую в англоязычных странах часто, называют «экономикс».

1.4.1 Механизм современной экономики
Главный объект современной экономической теории - классической механизм опосредованного регулирования экономики (в «классической» и «государственно-социалистической» системах он отсутствует). Три обстоятельства характерные для современной экономики распространяются и на экономику физической культуры и спорта.
1. Современная экономика является рыночной; поэтому и современную экономическую теорию в сфере физической культуры и спорта, можно определить как науку о механизме регулирования рыночной экономики (рыночных процессов).
2. Рыночной экономике, а следовательно и экономике физической культуры и спорта присущи неустранимые недостатки, а именно сложность удовлетворения общих потребностей (образование, наука, культура, поддержка нетрудоспособных, экология), несправедливая дифференциация доходов, монополизм. Поэтому необходим механизм оптимального. регулирования рыночной экономики, направленный на максимизацию её "плюсов" и минимизацию её «минусов».
3. В свою очередь, оптимальное регулирование в спортивной практике достижимо, прежде всего, через социальное («государственное») вмешательство в рыночную экономику. Поэтому особая проблема современной экономической теории заключается в нахождении эффективной меры такого вмешательства: его недостаточность приводит к «стихийности», а чрезмерность - к «директивности».
Всё сказанное позволяет определить объект современной экономической теории, как механизм социально-оптимального регулирования рыночной экономики.
Строя модель такого механизма, современная экономическая теория исходит из необходимости максимального использования заложенных в ней самой, возможностей оптимального, регулирования, а не её насильственной ломки.
Наибольшим экономическим потенциалом, как показала историческая практика, обладает естественное стремление каждого участника рыночной экономики к достижению собственной экономической выгоды. Экономическая наука - единственная из всех социальных наук, которая изучает механизм достижения частной выгоды.
Частная выгода есть общее основание, на котором стоит рыночная экономика. Достижение частной выгоды требует соответствующих обязательных предпосылок:
1. Экономические процессы - это результат множества актов вы бора способа достижения чистой экономической выгоды. Нет такого выбора - нет и рыночной экономики. Поэтому, механизм её регулирования должен обеспечивать реальную возможность подобного выбора. Но рыночное понимание «выбора выгоды» шире, чем только денежной выгоды.
На самом деле речь идет и о возможности выбора сферы и форм конкуренции, выбора при изобилии предложения, выбора сферы приложения капитала, - словом, выбора по всему набору возможностей, предоставляемых рыночной экономикой каждому её участнику, прежде всего - покупателю.
2. Выбор осуществляет индивид, вот почему и механизм регулирования рыночной экономики должен обеспечивать возможность выбора способа достижения чистой выгоды как можно большему числу индивидов. Только такая предпосылка будет способствовать развитию экономической активности большинства трудоспособного населения.
З. Цель индивидуального экономического выбора - достижение максимально возможной (в данных условиях и для данного индивида) чистой выгоды. Обеспечение возможности такой «максимальности» - одно из требований к механизму социального регулирования рыночной экономики.
4. Индивидуальный выбор способа достижения максимально чистой выгоды всегда осуществляется рационально. Это значит, что каждый выбор есть результат произведенной индивидом оценки соотношения выгоды и затрат на ее достижения.
Поэтому и механизм социального регулирования рыночной экономики должен предоставить возможность (прежде всего публикацией всесторонней объективной экономической информации) для такого рационального поведения её участников.
5. Взаимодействие между участниками рыночного производства происходит по обязательным для всех них правилам (обычно юридически оформленным).
Остановимся на этой предпосылке подробнее, поскольку правовая регламентация действий участников рыночного производства - это, пожалуй, единственная жёсткость, необходимая рынку.
Если бы не было единых общеобразовательных правил, то рыночные процессы, в которых каждый стремится к собственной выгоде. Действительно представляли бы собой анархию непредсказуемого произвола.
В жёсткой правовой регламентации заинтересован каждый участник рыночной экономики, это обязательная предпосылка механизма её социального регулирования.
Правила определяют: кто, когда, при каких условиях и какое действие может совершить. Среди этих правил основным является правило (право) собственности – правовое основание рыночной экономики. Оно может быть многосекторной, а следовательно, всегда представлено разными формами собственности и хозяйствования (государственная, акционерная, кооперативная, индивидуальная, смешанная, межгосударственная).
Право собственности должно одинаково стоять на охране всех её форм: отечественной, иностранной, личной, частной, государственной, кооперативной, акционерной, трудовой. Право собственности фиксирует имущественный статус экономического субъекта, то есть «что» и «кому» принадлежит. Оно признаёт и защищает имущественную принадлежность всего сообщества участников рыночной экономики.
Помимо субъектной фиксации имущественной принадлежности, право собственности определяет, какие именно действия собственника являются правомерными по отношению к данному объекту собственности (например, при использовании земли, транспорта).
Право собственности особенно важно для функционирования рыночной экономики потому, что в бесконечно изменяющемся взаимодействии её участников фиксирует изменение правового статуса рыночных субъектов.
Объективная необходимость в жёстких правилах поведения участников рыночной экономики объясняет, почему механизм её социального регулирования широко использует правовые формы регламентации хозяйственной деятельности.
Оценивая названные предпосылки рыночной экономики, необходимо вывыделить следующее:
Во-первых, каждая предпосылка представляет известное допущение, так как не всегда возможен «выбор», не всегда он «свободный». Индивид может ошибаться на счёт «максимальности» и «рациональности» своих действий, так как часто нарушаются сами «правила». В то же время трудно отрицать, что экономика «выбора» «индивида» и «выгоды» придаёт понятию «рынок» демократическое, гуманистическое содержание.
Во-вторых, при таких предпосылках рыночная экономика предстаёт как результат неизвестных нам – ни на практике, ни в теории, - феноменов типа «выбор», «индивид», «максимализм», «рациональность» и «правила».
В-третьих, объясняя рыночные процессы названными предпосылками, экономическая теория, несомненно, упрощает сущность рыночной экономики и механизм её регулирования. Но это упрощение оправданно, поскольку отражает требования здравого смысла, которым обычно руководствуются рыночные субъекты. Очевидно, что таким требованиям должен отвечать и механизм регулирования рыночной экономики.
Рыночная экономика – совокупность свободных рациональных выборов индивидами способов достижения максимальной чистой выгоды по общепринятым правилам, а это значит, что цивилизованный рынок обращён к каждому, открыт для каждого, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
При становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков физкультурно-спортивных услуг в России не всё проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования современной эффективной системы правовой, социальной защиты спортсменов, тренеров. Далеки ещё от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров, услуг и принципы финансирования спортивного образования (В.В. Галкин, 2006). Наметившиеся в последние 3 года позитивные перемены в сфере экономических отношений, позволяют говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии.

Вопросы для самостоятельной работы

1. К какому виду общественного производства относится физическая культура и спорт?
2. Что является предметом изучения экономики физической культуры и спорта?
3. Какие задачи решает экономика физической культуры и спорта?
4. Какова отраслевая структура народного хозяйства России?
5. На основе каких признаков физическую культуру и спорт можно рассматривать как одну из отраслей народного хозяйства?
6. Какой продукт производится в отрасли «физическая культура и спорт»?
7. В чём состоят специфические особенности социально-культурных услуг в отличие от материальных услуг и товаров?
8. В чём состоит роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества?
9. Как влияет физическая культура и спорт на экономический рост?
10. Что изучает экономика спорта?
11. Какие проблемы имеются в современной экономике спорта России?
12. Какие экономические явления и процессы изучает микро- и макроэкономика спорта?
13. Какие методы исследования используются в экономике спорта?
14. Какие потребности человека и общества удовлетворяют физкультура и спорт?

 

 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно




Rambler's Top100