Культура быта. Реформы Петра I в области культуры и быта и их оценка

Оглавление
Культура быта. Реформы Петра I в области культуры и быта и их оценка
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

                                                  Введение
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!  
А.С.Пушкин

В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора.   Еще с детства Петр отличался любознательностью,  и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана  и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха  Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.
В годы правления Софьи  Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь  в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”.  По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское  на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальоны своих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко от Преображенского располагалась Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение,  сближается с иноземцами.  С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.
Подраставший царь, занятый  “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В  1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь  Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.

                           Культура Петровского времени.

                            Реформы в области политики.

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.
Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно любознателен, за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости. В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки,  культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.                
В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей Петр начал собирать различные произведения искусства и раритеты.
С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие  находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное,  не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы – расширить границы присоединением Сибири, подойдя к  побережью Ледовитого и Тихого океанов, и завоевать выход к Балтийскому морю.  Генетический сплав русского и иноземного на российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России и породит впоследствии целую плеяду талантливых людей.
Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России,  и  затронуло все области науки,  культуры, искусства, а также  быт всех без исключения слоев населения.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно




Rambler's Top100