ГЛАВНАЯ

Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно

Оглавление
Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно
Страница 2

Казалось бы, поэт использует приём антитезы, но возникает странный эффект: эти слова и выражения не сталкиваются своими значениями, создавая эффект резкого контраста, а, взаимодополняя, выявляют новые оттенки друг друга. Почему так происходит? Стихотворение, несмотря на то что в нём лирический герой говорит о своих мучительных переживаниях, душевных страданиях, кажется очень выстроенным. Откуда же эта мертвящая холодность, убивающая жизнь в душе лирического героя?

Думается, разгадка такого впечатления — в двух последних строках стихотворения: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…” Во-первых, обращает на себя внимание использование сложноподчинённого предложения с придаточным условия, во-вторых, это впечатление усиливается использованием словосочетания “с холодным вниманьем”. Именно при таком условии — при “холодно-внимательном” взгляде на жизнь — противоположные понятия не сталкиваются, а связываются в единое целое, жизнь превращается в “пустую и глупую шутку”: на время и вечно — не стоит труда и невозможно, муки и радость — всё ничтожно, страсти, “их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка”… “Холодное вниманье”, с которым лирический герой смотрит на мир и на самого себя, — это взгляд разочарованного романтика, для которого слово “жизнь” перестаёт быть наполнено смыслами: “некому руку подать”, “любить невозможно”, “сладкий недуг (страстей) исчезнет”. Жизнь, не наполненная смыслом, — пуста. Но в стихотворении так много названо того, что может наполнить её смыслом: желанья, осознание того, что пора молодости — лучшие годы, любовь, радость, страсти. Ведь жизнь — это не только минуты радости и счастья, но минуты “душевной невзгоды”. Вспомним строки А.С. Пушкина: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…” Расскажем ученикам о “лучших минутах” жизни князя Андрея, которые не были все минутами счастья, но были минутами жизни. Значит, самая главная антитеза — это жизнь человека с возможностями, которые она предоставляет, и отношение к ней. Ведь лирический герой этого стихотворения не ценит минуты жизни настоящей и не хранит прошлой: “В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа…”

Мы уже говорили о разном мироощущении лирических героев лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Предложим ребятам выполнить следующее задание: определить, кому принадлежат фрагменты стихотворений, выделяя их характерные черты.

1.

    Мой путь уныл.
    Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И, может быть, на мой закат печальный
    Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

2.

    Я возмужал среди печальных бурь,
    И дней моих поток, так долго мутный,
    Теперь утих дремотою минутной
    И отразил небесную лазурь.

3.

                                  ...Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой...

    ...Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран...

4.

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
    И знаю: молодость цветущую твою
    Не пощадит молвы коварное гоненье.
    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
    Мне грустно... потому что весело тебе.

5.

    Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
    О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
    Воспоминание, рисуй передо мной
    Волшебные места, где я живу душой…

    ...Веди, веди меня под липовые сени,
    Всегда любезные моей свободной лени,
    На берег озера, на тихий скат холмов!..
    Да вновь увижу я ковры густых лугов...

6.

    Никто моим словам не внемлет... я один.
    День гаснет... Красными рисуясь полосами.
    На запад уклонились тучи, и камин
    Трещит передо мной. — Я полон весь мечтами
    О будущем... и дни мои толпой
    Однообразною проходят предо мной,
    И тщетно я ищу смущёнными очами
    Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!

7.

    Моё грядущее в тумане,
    Былое полно мук и зла...
    Зачем не позже иль не ране
    Меня природа создала?
    К чему Творец меня готовил,
    Зачем так грозно прекословил
    Надеждам юности моей?..



 
« Пред.   След. »

da



Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100