ГЛАВНАЯ

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «ЭЛЕГИЯ. 1830Г.»

Оглавление
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «ЭЛЕГИЯ. 1830Г.»
Страница 2

ХОД УРОКА.

1.Реализация домашнего задания.

- Посмотрите на таблицу. Расскажите подробно о жанре поэзии – элегии (сообщение уч-ся).

/Элегия – жанр лирической поэзии. Основные черты данного жанра: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия./

2.Основная часть урока. Анализ стихотворения.

-А теперь возвратимся к стихотворению Пушкина. Написано оно в 1830г. Это итоговое стихотворение, здесь раздумья перед началом новой жизни.

-Читает стих-е учитель.

    Итоговым это стихотворение можно считать потому, что личная жизнь поэта в 1830 г. сосредоточилась на желании построить семью, иметь свой дом. Его шутка той поры очень серьёзна:

                  Мой идеал теперь – хозяйка,

                  Мои желания – покой,

                  Да щей горшок, да сам большой.

1 УЧЕНИК: Известно, что к выбору «хозяйки» поэт подходил серьёзно, что, полюбив юную Н.Н.Гончарову с первой встречи в 1828 году, он два года добивался согласия на брак. В эту пору его любимым изречением было изречение Шатобриана: «Счастье только на обычных путях».

2 УЧЕНИК. Позже, в 1834 г., он напишет: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», а в 1830г. поэт ещё живёт надеждой на счастье.. Он, получив согласие Натальи Николаевны и её родных, живёт в Болдино, окружённый карантинами, досадуя на необходимость хлопотать об устройстве дел в наследуемом имении, на вынужденную разлуку с невестой, опасаясь за её здоровье (в Москве тоже холера), скорбя о недавно умершем дядюшке Василии Львовиче, сердясь на редкие депеши, сначала даже не радуясь любимой осенней поре.

3УЧЕНИК. Пушкинская осень в Болдино началась 3 сентября. Какое же было настроение и какие предчувствия томили поэта, если 7 сентября он заканчивает стихотворение «Бесы», наполненное тревогой,-- холодное, зимнее, тоскливое.

/Чтение строф стих-я «Бесы» -- строфы 1, 6, 7

Восьмого сентября появляется строка «Мой день уныл…». Затем поправки: «Мой путь уныл…», «…тяжкое похмелье…», «томное похмелье…», «…смутное похмелье…».

Местоимения только личные и только первого лица говорят о глубоко личном характере переживаний.

УЧИТЕЛЬ. Давайте посмотрим, какой же лексический пласт языка использует Пушкин в стихотворении?

УЧЕНИК. Самая большая группа слов со значением состояния, что понятно и естественно: поэт всматривается в себя, в свою душу, видит в

ней отпечатки дней, лет.

    Вторая по значимости – группа существительных со значением времени.

УЧИТЕЛЬ. Ещё в 1825 году А.С.Пушкин написал стихотворение:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

 

Сердце в будущем живёт,

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

- В чём же совпадает это стихотворение с «Элегией»?

УЧЕНИК. Это стихотворение удивительно совпадает с «Элегией» в передаче восприятия времени Пушкиным, да и вообще человеком чувствующим, думающим, живущим жизнью сердца.

1) «Настоящее уныло» - 1825 год.

    «Мой путь уныл» - 1830 год.

2) «Сердце будущим живёт» - 1825 год.

    «Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной» - 1830 год.

  Но прошедшее оценивается в «Элегии» и в стихотворении «Если жизнь тебя …» противоположно:

      «Всё мгновенно, всё пройдёт;

      Что пройдёт, то будет мило» - 1825 год.

А в «Элегии прошедшее «тяжело, как смутное похмелье».

УЧИТЕЛЬ. Давайте же проследим за речевыми средствами, которыми поэт передаёт свои чувства, ощущения.

УЧЕНИК. Прилагательные чем старе, тем сильней в сравнении воспоминаний о прошедших годах с вином не только усиливают чувство горести в раздумьях поэта, но и придают чудный оттенок чистоты, благородства, красоты и естественности: чем старее вино, тем больше в нём жизни, тем чище память о молодом брожении. Тот не делал ошибок, глупостей, кто не был молод, тот не жил.

УЧИТЕЛЬ. А посмотрите, как интересно соседство существительных: гармония, вымысел, слёзы – любовь.

В послании А.П.Керн эти слова тоже были рядом:

   И божество, и вдохновенье,

   И жизнь, и слёзы, и любовь.

 Строй существительных и прилагательных, несмотря на смысловое благополучие, светлое окончание, вызывает настроение скорее тяжёлое, предчувствие – горестное.

- Какой же образ вызывает это предчувствие?

УЧЕНИК. Главный образ, вызывающий это предчувствие, - грядущего волнуемое море. Море – это не только символ бурной жизни, море здесь как символ возможно близкой смерти.

УЧИТЕЛЬ. А какие слова первой части стихотворения противопоставлены словам второй половины?

УЧЕНИК. Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идёт до слов: «Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу…». Затем большинство глаголов идёт в форме будущего времени, и с их помощью Пушкин выражает надежду на будущее:

будут наслажденья

гармонией упьюсь

слезами обольюсь

может быть

блеснёт

 Но когда мы надеемся на будущее, а настоящее уныло, прошедшее тягостно, то это несбывшееся светлое никак не заслоняет настоящее и прошлое, поэтому всё равно настроение грустное.

УЧИТЕЛЬ. Стихотворение очень короткое, но так много говорит о поэте! Какие образы созданы им!

- Какие же художественно-изобразительные средства способствовали этому?

УЧЕНИК. Метафора: безумных лет угасшее веселье. Развёрнутое сравнение продолжает метафору: но, как вино, печаль минувших дней (минувших от МИГ – мгновение; не прошедших, а минувших, пролетевших мгновенно) в моей душе чем старее, тем сильней.

    Мой путь уныл – метафора известная, часто повторяющаяся, главное в этом образе не метафора, а эпитет УНЫЛ.

УЧИТЕЛЬ. Какие ещё эпитеты находим в стихотворении?

УЧЕНИК. Эпитеты сильные, яркие:

безумных лет

смутное похмелье

волнуемое море грядущего

печальный закат

прощальная улыбка

Эпитеты создают напряжение почти трагическое.

Грядущего волнуемое море – это снова метафора, и тоже известная, с главным словом волнуемое.

УЧИТЕЛЬ. А о чём говорит обращение «О други!»?

УЧЕН ИК. Это обращение также говорит о многом в жизни поэта. В Болдинскую осень А.С.Пушкин заканчивал «Евгения Онегина». В одном из вариантов был мотив самоубийства героя. Мотив не новый. В мировой лирике известен с античных времён, в русской лирике распространился после перевода гётевского «Вертера» и элегий Шенье. Мысли о подобном конце хоть раз в жизни приходят к человеку в минуту отчаянья. Знакомы они и Пушкину. Спасает людей в такие минуты любовь, дружба. Пушкин обращается к друзьям, с надеждой думает о возможной дюбви.

УЧИТЕЛЬ. Какими средствами можем подтвердить это?

УЧЕНИК. Пушкин использует и другие метафоры.

Гармонией упьюсь – метафора.

Над вымыслом слезами обольюсь – единственный стих, не имеющий переносного значения.

На мой закат печальный – известная метафора, усиленная эпитетом.

Блеснёт любовь улыбкою прощальной – метафора.

УЧИТЕЛЬ. Итак, поэт оживляет старые известные метафоры, сравнения; используя их символическое значение, достигает потрясающей силы смысловой ёмкости: в сонете (14 строк) он вмещает жизнь души в её прошедшем, настоящем и будущем.

   Мы уже отметили, что стихотворение носит глубоко личный характер, в этом монологе-рефлексии совпадает лирический герой с образом автора, но как всегда бывает с истинно художественными произведениями, познавая себя, Пушкин помогает всем познать свою душу, сопоставить самооценку с оценкой Пушкина, строго взыскивающего с себя за ошибки молодости. Для юных читателей это стихотворение необходимо, как помощь верного друга, как добрый совет. Предвидя трезвыми глазами зрелого человека труд и горе впереди, робко надеясь на редкие минуты счастья творчества, радости любви, он мужественно утверждает любовь к жизни. Жизнь прекрасна, даже если впереди только труд и даже горе.

   -А теперь перечитайте, пожалуйста, это стихотворение ещё раз и рассмотрите иллюстрации о величайшем поэте России.


 
« Пред.   След. »

da



Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100