ГЛАВНАЯ arrow Анализ стихотворения arrow Анализ стихотворения Лермонтова 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Анализ стихотворения Анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова Сон

Оглавление
Анализ стихотворения Лермонтова Сон
Страница 2

После прочтения необхо-
димо связать стихотворение "Сон" с настроениями Лермон-
това,  отправлявшегося  во  вторую  кавказскую  ссылку.
Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер.
Следует напомнить ученикам,  что жизнь может отражаться
в  лирике  не прямо и непосредственно,  а преломляясь в
определенных условных образах (они  уже  встречались  с
этим при работе над текстом "Зимний вечер").  Стихотво-
рение "Сон" не описывает биографических событий из жиз-
ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-
разов его поэзии.  Образный язык,  которым пользуется в
данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста-
вив "Сон" с изученным нами  стихотворением  "На  севере
диком стоит одиноко...". Работа здесь должна быть пост-
роена на активизации пройденного материала.  Перед уче-
никами  ставится  вопрос,  могут ли они сопоставить два
эти стихотворения и что общего они видят в их  сюжетах?
Учеников  можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря-
дом вопросов. Герой ("я" в стихотворении "Сон", сосна в
"На севере диком..."),  погибая (умирая от раны, замер-
зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное
существо ("она",  "пальма"). Таким образом, стихотворе-
ние "Сон", как и "На севере диком...", посвящено траги-
ческой для Лермонтова мечте - преодолению одиночества.
   Однако стихотворение "Сон" построено сложнее.  В "На
севере диком стоит одиноко..." сосна видит сон о  паль-
ме.  Пальма - только сонное видение сосны.  Своей собс-
твенной жизни,  души она в стихотворении не имеет. Сти-
хотворение  "Сон" имеет зеркальную композицию:  сначала
герой видит во сне героиню,  а затем  героиня,  которую
герой видит во сне, видит сон о нем:                  
  
   И снилась ей долина Дагестана;                     
   Знакомый труп лежал в долине той;                  
       В его груди дымясь чернела рана,                       
    И кровь лилась хладеющей струёй.                    
  
Таким образом,  сюжет развернут два раза -  с  точки
зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение
сюжета можно показать ученикам  с  помощью  графической
схемы.  Оно подчеркивает, что не только герой, но и его
возлюбленная может быть сопоставлена с сосной -  одино-
кой и страдающей от невозможности контакта с человечес-
кой личностью.                                        
   Сопоставление с "На севере диком..." может быть про-
ведено и более подробно.                              
   Стихотворение "Сон"  делится на две части.  В первую
входят две строфы до слов "Но спал я мертвым  сном...",
вторая начинается со слов "И снился мне...". Сопоставим
эти части соответственно с  частями  стихотворения  "На
севере диком...". Первые части обоих стихотворений пей-
зажны.  Пейзажи,  нарисованные в них,  на первый взгляд
кажутся  противоположными.  В одном стихотворении дейс-
твие происходит "на севере диком",  в царстве мороза  и
снега,  в  другом - на юге:  "в полдневный жар в долине
Дагестана".  Однако  противопоставление  юга  и  севера
здесь  не  так  важно,  как общая черта обоих пейзажей:
природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая
его,  сила.  Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый
герой стихотворения "Сон"  погибает  от  зноя  (обратим
внимание,  что и в том и в другом стихотворении появля-
ются горы,  голая вершина:  "утес горючий" в одном сти-
хотворении, "уступы скал" и "желтые вершины" в другом).
Нагромождение камней,  голых и не прикрытых  раститель-
ностью,  создает у Лермонтова всегда тягостный,  "злой"
пейзаж.  Если мы вспомним, что в стихотворении "Пленный
рыцарь" камень ассоциируется с тюрьмой,  нас не удивит,
что и в "Сне" каменная стена,  как тюрьма, окружает ге-
роя:                                                  
  
   Лежал один я на песке долины;                      
   Уступы скал теснилися кругом...                    
 
 Вторая часть  стихотворений  начинается  откровенной
параллелью:                                           
 
   И снится ей... ("На севере диком...")              
   И снился мне... ("Сон")                            
 
 Следует обратить внимание не только  на  параллелизм
смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-
ные обороты - начало периода с союзом "и".  Если в пер-
вой  части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес-
тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в
такой же роли оказываются "край,  где солнца восход", и
"вечерний пир в родимой стороне".  Взгляд сосны направ-
лен с севера в "край, где солнца восход", а в стихотво-
рении "Сон" мечта героя летит в противоположном направ-
лении.  Героиня ("одна"),  которая сидит задумчиво "меж
юных жен,  увенчанных цветами",  как бы повторяет образ
пальмы. Теперь обратим внимание на строки:            
  
     И в грустный сон душа ее младая                    
    Бог знает чем была погружена...                   
  
Сон в  употреблении  Лермонтова  по аналогии с фран-
цузским "reve" может означать не только усыпление  (сон
в  прямом  смысле),  но и мечту.  Таким образом,  слово
"сон" в  стихотворении  имеет  следующие  значения:  1)
усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают
смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот-
ворения  учителю  надо будет несколько раз обращаться к
заглавию,  показывая, как меняется его смысловое содер-
жание.  Так, слова "Но спал я мертвым сном..." в общея-
зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;
выражение  "он спит мертвым сном" само по себе в разго-
ворном языке образа смерти не вызывает.  Но в сочетании
с выражениями "с свинцом в груди",  "по капле кровь то-
чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-
ние  и начинает говорить о смерти.  В этом контексте "И
снилось мне..." становится  обозначением  предсмертного
бреда.  Ср.:  предсмертный  бред Мцыри - "Песню рыбки";
стихотворение "Умирающий гладиатор".  Сон  героини  ("И
снилось  ей...")  имеет уже другое значение - это виде-
ние,  которое уносит ее в далекий  край.  Стихотворение
Лермонтова "Сон", как и "На севере диком...", посвящено
романтической теме трагического одиночества.          
   Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому
в  программе произведению Лермонтова необходимо сделать
обобщающую работу,  которая подготовит учеников к пони-
манию того нового,  что будет содержаться в стихотворе-
нии "Выхожу один я на дорогу...".                     
   Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ
"лермонтовского героя", который обладает чертами устой-
чивого единства.  Несмотря на то что каждое стихотворе-
ние  отличается от другого тематически,  интонационно и
сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и
ту  же человеческую личность - героя романтической поэ-
зии Лермонтова.  Перед учениками  необходимо  поставить
вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих
произведений?  Учащихся следует  подвести  к  пониманию
сущности темы одиночества,  а также причин ее появления
в поэзии Лермонтова... Надо попросить учеников выделить
наиболее  часто  встречающиеся и самые запомнившиеся им
слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та-
кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи-
более характерные слова и выражения,  следует закрепить
эту работу домашним заданием на тему:                 
   "Характерные черты героя лирики Лермонтова".       
  



 
« Пред.   След. »

da



Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100