ГЛАВНАЯ

Анализ 8 стихотворений Лермонтова

Оглавление
Анализ 8 стихотворений Лермонтова
Страница 2

Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? (Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки ).
В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимение "я", а далее "мы"?
На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
1 катрен  - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени  - "состарится".
2- 4 катрены развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.
5- 9 катрены  - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни  - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов.
10- 11 катрены синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа  - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.
Как соотнесены в тексте ключевые образы "отцов" и "детей"? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из "детей" стало "отцами", детьми стали его потомки, которые походят к прошлому "со строгостью судьи" ).
Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения "пролога"?
В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
Почему в финале поэт называет свое поколение "толпой"?
января".
Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту ).
Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе" .)
1 и 2 строфы, изображающие реальный мир,  - это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный ).
Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки "красавиц городских" касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты ).
Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 - 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи ).
Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна, он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты" ).
Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы ? ( Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово "люблю" повторяется дважды ).
Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет "тягостных сомнений и страстей" ).
Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ "толпы"? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта  - робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незванная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" толпы "железным стихом". Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива ).

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "ДУМА" Стихотворение было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная мысль стихотворения - размышления о судьбах поколения. 11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем "Дневнике": "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, - а между тем наши страдания - почка, из которой разовьется их счастие. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть..." Действительно, время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи 6 этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...", "Я знал одной лишь думы власть - одну, но пламенную страсть..." и т. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать, ...под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. Тон "Думы", потрясший современников, воспроизводит эмоцию "социального отчаяния". Анализируя свое поколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью: ...И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Хотя многие строки афористичны ("И ненавидим мы, и любим мы случайно...") и законченны, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции. Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию - презренные рабы - фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час! Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно. Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: "состариться" означает не только физическую, но и духовную старость, "ровный путь без цели" - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры ("старость души", "жизнь-путь" и т. д.). В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "добру", "злу", "рабы" и пр.). Выразительны резкие оценочные эпитеты ("постыдно", "позорно"). Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть: "Так тощий плод..." Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается игрой "прозаизмов" и "поэтизмов" ("остаток" Aa- "чувства"), которая поддержана употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". Романтика сменяется реквиемом. В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин" и т. д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание "Думы" не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной. Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.

"Поэт".
Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
Почему в стихотворении, которое называется "Поэт", более половины текста посвящены истории кинжала?
Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1 - 3 и 4 - 6 строф? В чем драматизм истории кинжала?
Какое предназначенье было для кинжала естественным? Какая поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия?
Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека? Почему "золотая отделка", "богатая резьба"  - это чуждый и постыдный "наряд" для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и история кинжала в целом?
Каким высоким предназначеньем наделена поэзия в 8 - 9 строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждение?

"Я не унижусь пред тобой". Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).
Каково настроение и ключевые образы 1 - 3 катренов? (Главные образы  - Я и Ты, но "мы  - чужие", "я не отдам своей свободы", "Я целый мир возненавидел"). Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
Как в 4 - 7 катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил". Есть ли здесь основания для сопоставления?
Каковы ключевые слова 8 - 10 катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? ("Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?").
Каков общий вывод стихотворения в 11 - 12 катренах? ("Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся  - "я тебя не знал"). Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?


"Пророк ".
Сопоставьте стихотворение Лермонтова "Пророк" с "Пророком" Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами. Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему "города" и "пустыня" противопоставлены?
Какие чувства испытывает поэт-пророк в "шумном граде"? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
В чем же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?

"Родина":
На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? ( 1- 6 стихи - первая часть; 7 - 14 стихи - вторая часть; 15 - 26 стихи - третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций ).
Вопросы для анализа первой части:
Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы для анализа второй части.
Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?
Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
Вопросы для анализа третьей части.
Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже ?
Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми) .
Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?

"Выхожу один я на дорогу", можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.
Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
Каковы ключевые слова первого катрена? Какое настроение подчеркнуто словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Почему почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл этих предметных реалий?
Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во второй строфе?
Какое настроение передается восклицательными интонациями третьей строфы?
Какие элементы художественной формы 1 - 3 строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4 - 5 строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"), а высшей ценностью называет любовь?
Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МОЛИТВА». ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА молитву чудную Твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания. В его поэзии не встретишь искрометного и бьющего весельем стиха, а вот печали — море. Но автор не навевает грусть своей поэзией, наперекор всему он верит, что настанут лучшие времена. В настоящем же пытается выстоять, призывая на помощь Всевышнего, ибо не надеется на слишком инфантильных и инертных современников. В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка, Дружеское участие, а где их найти — только у «неба». И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и ра-Дуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в этих нехитрых словах заключена магия. Есть сила благодатная созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве находит успокоение и одновременно черпает новые силы для Р°Должения своего поступательного движения вперед. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... Это одно из поздних стихотворений Лермонтова (правда, яц тору лишь 25 лет), оно отражает сложившееся мировоззрение xv дожника, бескомпромиссное отношение к жизни и избранному пути. В минуту слабости или душевного надрыва он обращается к Творцу, подкрепляя свои силы, и, ободренный, двигается вце. ред. Именно таким предстает передо мной поэт, несломленный уверенный в своей правоте, увлекающий за собой остальных!



 
« Пред.   След. »

da


Слово админиистраторам сайта

Огромное спасибо Евгению Шимко.Он превратил день нашего бракосочетания в самый настоящий праздник. Свадьба прошла отлично: ярко, сочно, живо, весело, элегантно, необычно, интересно, волнительно. Если вы решили соединить свои жизни, рекомендуем: вам - сюда. В общем, спасибо тебе, Женечка.

Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100